Navigation bar
  Print document Start Previous page
 555 of 947 
Next page End  

3) Доминирование преобладающих реактивных тенденций. Значение этой концепции для
объяснения возникновения рассматриваемых здесь расстройств лучше всего может быть истолковано с
помощью уже упомянутого исследования Ньюмана, Паттерсона и Коссона (Newman, Patterson &
Kosson, 1987). Авторы исследовали способность отказываться от прежде подкрепляемых реакций,
чтобы избежать наказания. Исследование проводилось на психопатических и непсихопатических
заключенных-мужчинах в виде компьютерной игры таким образом, что варьировалась вероятность
(денежного) выигрыша или проигрыша. Реакции испытуемых вначале поощрялись с достаточно
высокой вероятностью, уровень этого подкрепления постепенно уменьшался, пока в конце концов не
достиг нуля. Психопатические индивиды были в меньшей степени способны согласовывать свои
реакции с фактическим ситуативным подкреплением, хотя они вполне осознавали изменение долей
подкрепления. Этот результат объясняется неспособностью психопатических лиц к автоматической
центрации внимания и доминированием определенной существующей реактивной тенденции (Newman
& Wallace, 1993). Поэтому психопатические лица не в состоянии почти автоматически уделять
внимание имплицитным подготовительным стимулам, которые получаются в результате их действий, и
управлять своим поведением согласно процессу.
3.4. Утрата эффективности подкрепляющих стимулов
Один из основных признаков депрессии заключается в сильно сниженной поведенческой
активности (например, ограниченное участие в общественной жизни, низкая коммуникабельность,
пониженная сексуальная активность, отсутствие аппетита, психомоторное замедление, недостаточное
внимание, уделяемое своему внешнему виду) и в общей потере интереса. Следовательно,
возникновение депрессии может быть связано с недостаточной эффективностью подкрепляющих
стимулов. Многофакторная этиологическая модель (см. Hautzinger, Stark & Treiber, 1992) объясняет это
нарушением привычных действий, произошедшим вследствие критических и стрессовых событий, а
также сопутствующих или предшествующих критических жизненных событий (например, прежних
утрат, неблагоприятного семейного опыта). Поэтому возникает порочный круг, содержащий
автоматизированные негативные паттерны интерпретаций, повышение внимания к самому себе и
урежение дисфорического настроения. Вероятность позитивного опыта становится все меньше и
меньше; охваченный такими настроениями человек фактически «учится» воспринимать свое
социальное окружение как мало удовлетворительное и не способное оказать ему поддержку.
Другой тип низкой эффективности подкрепляющих стимулов можно наблюдать между
партнерами, находящимися в тесном взаимодействии (супругами, родителями и детьми), если они
пытаются принудить друг друга к полноценным отношениям с помощью паттерна негативного
подкрепления. Хотя прежде они (обычно) являлись источником взаимного позитивного подкрепления,
партнер может утратить свое свойство «быть подкреплением для другого» из-за потери своей
позитивной значимости. Такое взаимодействие характеризуется тем, что один партнер выражает свои
желания и требования все с большим и большим нажимом, форсированно и при случае пытается
добиться своего за счет угроз, в то время как другой партнер эти требования» игнорирует или
выполняет не полностью. Оба партнера по взаимодействию в зависимости от обстоятельств используют
наказания, чтобы добиться своей цели, и приучаются оценивать своего партнера в качестве источника
негативного подкрепления. Паттерсон (Patterson, 1982) описал это явление в виде «теории
принуждения» («coercion theory») и показал, что такому паттерну взаимодействия присущи
агрессивность и поведение по типу «оппозиции» и «упрямства».
4. Литература
Amelang, M. (1986). Fragebogen-Tests und experimentalpsychologische Variablen als Korrelate der
Personlichkeitsdimension Extraversion/Introversion (E/I) und Neurotizismus. In M. Amelang (Hrsg.), Bericht
uber den 35. Kongre? der Deutschen Gesellschaft fur Psychologie in Heidelberg 1986 (Bd. 2,
403-416).
Gottingen: Hogrefe.
American Psychiatric Association.(1996). Diagnostisches und statistisches Manual psychischer
Storungen - DSM-IV (Deutsche Bearbeitung und Einleitung: Sa?, H., Wittchen, H. U., Zaudig, M.). Gottingen:
Hogrefe.
Birbaumer, N. & Schmidt, R. F. (1996). Biologische Psychologie (3. Aufl.). Berlin: Springer.
Brackney, B. & Karabenick, S. A. (995). Psychopathology and academic performance: The role of
Hosted by uCoz