Navigation bar
  Print document Start Previous page
 558 of 947 
Next page End  

4) Стабилизация психического самочувствия учащегося (например, отказ от ориентации на
неудачу, улучшение представления о своих способностях, формирование сознания растущей
компетентности). Эта цель интервенции особенно целесообразна при наличии продолжительных и
обширных расстройств способности к научению (например, при провалах в школе, при устойчивых
проблемах, возникающих у студентов).
Эти цели интервенции используются по крайней мере в так называемых мультимодальных
программах интервенции, т. е. таких, которые пытаются достичь одновременно или последовательно
нескольких целей. Для разработки этих программ необходимо обратить внимание на два
принципиальных момента.
-
Степень выраженности затруднения при овладении учебными навыками. При общих и
устойчивых расстройствах (например, провалах в школе, существенных проблемах при обучении в
высшей школе) необходимо по возможности интегрированное обучение основным стратегиям,
фундаментальным метакогнитивным навыкам, конкретным предметным знаниям и мотивационным
навыкам и умениям, в то время как при специфических расстройствах научения вмешательство может
быть ограничено только отдельными моментами.
-
Согласованность интервенции с уровнем развития. Методы интервенции, в конце концов,
должны «учить учиться». Поэтому особое значение имеют стратегические и метакогнитивные
компоненты; ибо они иллюстрируют то, «как нужно учиться», и способствуют усвоению основным
предварительных знаний. Эти так называемые концептуальные положения интервенции способствуют
переносу и стабильности успешной интервенции.
1.2. Подходы интервенции
Доминирующими психологическими методами интервенции при затруднениях при овладении
учебными навыками являются следующие.
-
Когнитивно-поведенческие подходы интервенции, которые излагает Мейхенбаум
(Meichenbaum, 1979). Они ставят своей целью способствовать учебной компетентности и используют
для этого тренинг самоинструктирования, а также когнитивное моделирование. С помощью этих
дидактико-терапевтических методов могут быть переданы как открытые (явные), так и скрытые,
протекающие в мышлении учебные процессы и стратегии научения (см. табл. 28.3.1). Одновременно
клиентов знакомят с альтернативными аффективными методами совладания с трудностями научения, в
частности за счет переструктурирования своего внутреннего диалога в пользу поведения,
ориентированного на преодоление своих проблем (например, «Сейчас я не могу справиться с этой
проблемой, но я не буду волноваться по этому поводу. Я еще раз начну все сначала!»). Этот внутренний
диалог связывается с необходимыми для действия операторами (стратегиями, метакогнитивными
навыками) и специфическими знаниями.
Таблица 28.3.1. Когнитивное моделирование в рамках когнитивной модификации
поведения
Когнитивная модификация поведения в значительной степени осуществляется за счет так
называемых моделирующих методов вмешательства (демонстрации моделей, тренинга
самоинструктирования). С помощью этих методов можно обеспечивать усвоение, с одной стороны,
навыков исполнения, а с другой стороны, инструкций самому себе, с помощью которых можно
регулировать свое поведение, причем таким образом, чтобы клиент не совершал большого количества
ошибок при усвоении поведения. При этом используются так называемые когнитивные модели,
демонстрирующие одновременно и примеры успешного поведения, и принципы, правила и стратегии в
форме вербализации, посредством которых эти модели и осуществляют управление поведением. Таким
образом усваиваются, например, учебные стратегии, инструкции самому себе или последовательные
действия при решении проблемы. В качестве одного из примеров можно назвать следующую стратегию
выполнения текстовых заданий (см. Montogue & Bos, 1986): текст громко зачитывается; его записывают
и визуализируют; затем формулируют саму проблему; оценивают количество необходимых действий
для ее решения; демонстрируют необходимые когнитивные операции; оценивается «пространство
решений»; в конце концов задание решается и проверяется.
При проведении тренинга самоинструктирования (Meichenbaum, 1979) такая демонстрация
модели осуществляется в четыре этапа: а) внешнее управление: поведением клиента управляет
психотерапевт с помощью словесных указаний; б) открытая саморегуляция: клиент сопровождает свое
Hosted by uCoz