Navigation bar
  Print document Start Previous page
 559 of 947 
Next page End  

поведение вербализацией своих действий; в) замаскированное самоинструктирование: клиент
инструктирует себя шепотом или фрагментами инструкций; г) скрытое самоинструктирование:
самоинструкции выучиваются клиентом наизусть в виде, аналогичном мыслям. Таким образом,
когниции, определяющие поведение (например, вербализация собственных действий, определение
цели, регуляция действия), должны управлять открытым поведением.
Этот метод вмешательства используется в терапии поведенческих когнитивных расстройств
(например, импульсивности, расстройства внимания, затруднений, возникающих в процессе научения).
-
Активизация учебных стратегий с помощью эвристического познавательного диалога
(например, Brown & Palincsar, 1987). При этом подчеркивается значение исполнительных метакогниций
(например, анализа исходного положения и анализа цели, управления учебной деятельностью) и логики
развития научения. Во время вмешательства клиентам предлагаются задания средней трудности,
которые соответствуют их способностям к научению; эксперт (например, соученик или куратор)
структурирует их учебное поведение с помощью пояснений, демонстрации моделей, а также
познавательных диалогов и при этом формирует релевантные учебные стратегии (например, для
понимания прочитанного: изложение основного содержания, формулирование вопросов, разъяснения
многозначных мест, прогнозирование дальнейшего хода повествования). Этот метод вмешательства
базируется на теории, основанной на педагогике и психологии развития.
-
Тренинг мыслительных способностей (например, Klauer, 1989, 1991), причем в различных
тренинговых программах обучают так называемому индуктивному мышлению (узнавание, учет, поиск
закономерностей). Эти методы интервенции ориентируются прежде всего на профилактику, так как в их
основе лежит предупреждение возникновения расстройств научения. Испытуемые во время
интервенции должны научиться быстро и точно анализировать кажущиеся невзаимосвязанными
явления и выявлять закономерности, а также констатировать отклонения при кажущихся
закономерностях (Klauer, 1989). В соответствии с теорией тренинга обучение осуществляется за счет
распознания общностей или различий или одновременно и общностей, и различий. Вследствие этого во
время тренинга адресаты обучаются распознавать различия или общности применительно к признакам
объекта (например, выявляя разницу в размерах) или их соотношений (например, a : b,
как c : x). Эти
познавательные навыки согласно теории тренинга в конце концов приводят к тому, что, кроме всего
прочего, идет научение умению обобщения, различения, а также построения систем. Во время тренинга
испытуемыми в группах или классах перерабатывается в целом 120 карточек с картинками, по которым
нужно было выполнить следующие задания: образовать классы, отложить в сторону неподходящее,
дополнить ряды, дополнить матрицы, установить аналогии. Как правило, проводится 10 сеансов
тренинга, в которых, смотря по обстоятельствам, обрабатываются различные типы заданий. Дети с
помощью эвристических вопросов (например, «Что ищется?», «Что дано?») и с помощью требований
(например, «Обоснуйте!», «Объясните!») приучаются к систематической аналитической работе. Для
наиболее слабых испытуемых процесс организован в виде когнитивного моделирования. Существуют
программы тренинга для 5-7-летних (тренинг мышления первой ступени), 9-11-летних (тренинг
мышления второй ступени) и 14-16-летних (тренинг мышления третьей ступени), они все разработаны и
экспериментально проверены одним и тем же автором. Тренинг (тренинг мышления первой ступени)
прошел апробацию в 30 исследованиях, причем относительно теста на интеллект степень
эффективности в среднем была зарегистрирована d = 0,47 (Klauer, 1989, S. 42). О том, как можно
оценить результаты тренинга, сегодня идет широкая дискуссия (обзор приведен в Hager, 1995), причем
прежде всего указывают на то, что тренинг способствует не только индуктивным мыслительным
операциям и что другие тренинги отчасти добились аналогичных результатов. В результате опытной
проверки, проведенной на 240 голландских школьниках, выявлено, что и через три месяца после
окончания тренинга сохраняется высокая степень эффективности (d = 1,17; Resing, 1996). Оказалось,
что для непосредственного улучшения школьного учебного процесса эффективна комбинация тренинга
мышления с обучением подходящим учебным стратегиям (степень эффективности d = 1,8; Klauer,
1996); тем не менее есть указания, что и только обучение навыкам мышления само по себе тоже
повышает способности учащихся. В последнее время с растущим успехом апробируется использование
этих программ для пожилых пациентов.
-
Инструктивно-психологическое обучение учебным стратегиям. Эта форма вмешательства
исходит из психологического анализа наличия или отсутствия конкретных учебных навыков и умений и
формирует с помощью инструкций (например, иллюстраций, текстов, указаний) желаемое учебное
поведение, а также организует учебный процесс (например, выбор заданий, поддержание
Hosted by uCoz