Navigation bar
  Print document Start Previous page
 560 of 947 
Next page End  

систематичности занятий). При этом усваиваются как знания, относящиеся к выполнению учебных
заданий, так и относящиеся к освоению учебных стратегий. Эти методы интервенции связывают
обучение специфическим стратегиям с развитием общих навыков мышления. Они используются прежде
всего для развития навыков чтения, понимания текстов, умения конспектировать, активизировать
память, писать сочинения и правильно вести себя на экзаменах (обобщено у Scruggs & Mastropieri, 1993;
Lenz, 1992). Между тем существуют катамнестические исследования эффективности этих методов
вмешательства, установившие высокую эффективность методов на примере 900 школьников (4-7
классов) и через три года после вмешательства (Mulcahy, 1991). Следовательно, все больше и больше
находят удовлетворение требования по «интегративной передаче стратегий» (Ellis, 1993), включая их
также и в программу классных занятий.
-
Мотивационные влияния. Серьезное препятствие для успешного начала активных учебных
действий представляет собой оценка ситуации и сложности. Отстающие ученики обычно оценивают
полученные задания как сложные и невыполнимые и пытаются решить задачу, применяя неправильную
тактику, и в случае неудачи чрезвычайно редко задумываются об использовании общих стратегий или
плана решения задания. В соответствии с этим кажется весьма целесообразным специально обращать
внимание на мотивационные компоненты при интервенции. Однако опыт показывает, что само по себе
одно только улучшение мотивационных компонентов малоэффективно, что необходимо улучшать
мотивационные процессы и одновременно изменять поведение (например, вместе с подготовкой
учебной активности, использованием учебных стратегий) (Rheinberg & Schliep, 1985, Rheinberg & Krug,
1993). При этом на первый план выходит следующее:
- побуждение к самоответственным постановкам целей и определению уровня требований:
например, выбор заданий средней сложности, т. е. таких, которые могут как получаться, так и не
получаться;
- стимулирование возникновения чувства ответственности за себя (например, в смысле
причинно-следственного тренинга ДеЧармса (DeCharms, 1976);
- открытое оперантное подкрепление учебной активности с помощью значимых лиц (похвала,
внимание, мягкое наказание).
1.3. Методы интервенции при ограниченных расстройствах научения (например, при
нарушении чтения и письма)
При ограниченных расстройствах научения (например, легастении, возникновении затруднений
в учебе в общеобразовательной и высшей школе), затруднения при овладении учебными навыками
ограничиваются чаще всего какой-то одной областью. Это означает, что нарушения не затрагивают
уровня общих стратегий научения, элементов знаний и тактических условий научения (основных
навыков), а проявляются в какой-либо конкретной области (например, чтения). Поэтому вмешательство
при таких расстройствах может концентрироваться прежде всего на усвоении конкретных моментов
(конкретном знании и стратегиях) (см. Hasselhorn & Korkel, 1983; а также прим. 28.3.1). Современные
методы
интервенции нарушений чтения и письма пытаются с помощью инструкций и проработки
учебного материала добиться усвоения конкретных знаний, а также эмоциональной стабилизации
ученика (например, с помощью поощрения, осмысления собственного процесса научения и смягчения
требований к результатам).
Примечание 28.3.1. Пример тренинга совершенствования процесса научения (Hasselhorn
&
Korkel, 1983)
Постановка вопроса
Насколько эффективен оперативно-стратегический тренинг навыков чтения?
Метод
-
Выборка: 48 детей из 6-го класса основной школы (средний возраст 12,9 лет)
-
Формы терапии:
(1)
Лечебная группа. Тренинг исходил из диагноза дефицита умения работать с текстом у
учеников с низкой успеваемостью и проводился в три этапа: а) систематическая тренировка основных
навыков понимания содержания текста и сохранения его в памяти с помощью тренинга
самоинструктирования (включая, кроме всего прочего, антиципацию возможного содержания текста,
собственную проверку понимания текста, систематическое формулирование выводов); б) формирование
«рефлектирующего» и ориентированного на проблему поведения при преодолении трудностей
Hosted by uCoz