Navigation bar
  Print document Start Previous page
 561 of 947 
Next page End  

(например, вскрытие логических противоречий в тексте). Для этого ученики обучались методике
задавать самим себе вопросы, с помощью которой выстраивались следующие четыре этапа решения
проблемы: констатация возникшей проблемы, продумывание возможных путей ее решения, принятие
решения о возможности решения проблемы и его конкретная реализация, а также последующая оценка
качества решения; в) обучение обобщающей ориентированной на проблему эвристике для
планомерного и самостоятельного научения работе с текстами (с помощью модели самостоятельной
обработки текста).
(2)
Контрольная группа. В контрольной группе проводился традиционный тренинг навыков
чтения (например, отчетливое, интонированное чтение текстов; определение грамматических составных
частей предложений; подробное обсуждение содержания).
-
Продолжительность: тренинг проводился в течение 15 дней, в группах из трех человек, всего
10 академических часов.
-
Методика исследования:
повышение познавательной компетентности (приобретение знаний
относительно предлагаемых заданий, стратегий и взаимодействий применительно к работе с текстами,
рефлексивная доступность переработанной информации), оперативной компетентности (понимание
трудностей проникновения в содержание текста, процессов анализа и наблюдения при чтении, общих
процессов оценки), а также способностей научения и мнемической функции (понимание и
запоминание). Измерения проводились до и после тренинга.
Результаты
Оказалось, что оба варианта тренинга привели к существенному улучшению способности к
пониманию и сохранению информации. Стратегический тренинг в сравнении с контрольной группой
был более эффективен (улучшение сохранения информации было оценено на 83%, а улучшение
понимания — на 71%). Кроме того, стратегический тренинг изменил у детей когнитивную структуру,
так что они стали качественно по-другому осваивать неизвестные тексты. Этот пример показал, что
обучение стратегически-метакогнитивному поведению совместно с усвоением основных навыков
получения знаний по конкретной учебной дисциплине оптимизирует учебный процесс, а также
благоприятно сказывается на генерализации и стабилизации (измененного) учебного поведения. Кроме
того, с помощью этих методов интервенции стимулируется когнитивное развитие.
---
Для этого используются упражнения, которые помогают приобрести систематические знания для
чтения и правописания. Иногда к этому процессу подключают еще и родителей, для чего организуются
общие консультации, призванные помочь родителям осмыслить их поведение, направленное на
решение задач воспитания (см. например, Betz & Breuninger, 1987). Эта программа ведет к
существенному прогрессу учения, который с точки зрения «good-strategy-user-model» объясняется
прежде всего тем, что задания оцениваются как менее сложные и как вполне выполнимые и клиенты
сами формируют необходимые стратегии на основе приобретенных знаний и своей эмоциональной
стабилизации.
В последнее время стала расти популярность программ вмешательства, которые используют
компьютер и относятся исключительно к изучению содержательной стороны учебного предмета. Эти
программы почти полностью соответствуют принципам эффективного научения (предлагаются задания
средней сложности, избегаются или исключаются ошибки в ответах, обеспечивается мгновенная
обратная связь, степень сложности заданий возрастает постепенно). Однако первые апробации
несколько приглушили общие эйфорические ожидания и продемонстрировали отчасти невысокую их
эффективность при сравнении группы компьютерного обучения с контрольной группой, прошедшей
иное обучение (Masendorf, 1995; Vaughn 1993); но отчасти была установлена более высокая
эффективность по сравнению с контрольной группой школьников, не подвергавшихся вмешательству
(Masendorf, 1995). Очевидно, метод усвоения знаний с помощью компьютеров не эффективнее других
форм инструктирования, но, с другой стороны, необходимо иметь в виду также и то, что существующие
учебные программы зачастую еще обнаруживают дидактические и программно-технические
недостатки.
Освоение учебной или рабочей стратегии, а также управляющей эмоциями вербализации
собственных действий и мыслей оказывается эффективным и для взрослых людей, у которых возникли
затруднения в учебе или появились сомнения относительно своих способностей. Обучающиеся
осваивают вербализацию собственных действий и мыслей, ориентированную на преодоление своих
учебных проблем, и вспомогательные учебные стратегии, а также адекватное учебное поведение с
Hosted by uCoz