Navigation bar
  Print document Start Previous page
 564 of 947 
Next page End  

навыки. Этот метод используется также для формирования сложного невербального поведения
(например, гигиены тела, игр, рисования, социального поведения). При этом характер интервенции в
значительной степени зависел от возраста или уровня развития адресата. В случае с новорожденными и
младенцами, родители имитировали жесты и мимику своих детей, чтобы подражательное поведение
детей систематически подкреплялось (см. Brack, 1993). Этим концепциям вмешательства необходимо
обучить медиаторов (например, учителей, воспитателей, обслуживающий персонал клиники), которые
побуждают детей или взрослых с задержкой развития к научению по моделям (например, с помощью
подкрепления имитационного поведения, центрации внимания обучающихся на релевантных аспектах
модели, специфического оформления демонстрации моделей). В дополнение к этому Стренеман и
Хаскенс (Streneman & Huskens, 1996) недавно разработали тренинг улучшения социальных когниций
для аутичных детей и с большим успехом апробировали его в первом пилотажном исследовании на 10
детях.
Для старших детей и взрослых для формирования обобщаемых социальных навыков (например,
более самостоятельного поведения, способности самим делать покупки) было предложено использовать
демонстрацию моделей (в виде просмотра видеофильма) (Haring, Breen, Weiner & Kennedy, 1995).
Другие концепции (Duckan, 1986) расширили эти оперантные интервенции до концепции социальной
интервенции (предполагающей достаточно тесную согласованность во взаимодействии партнеров,
формирование согласия относительно цели и содержания социального взаимодействия).
1.5. Методы интервенции при расстройствах научения у пожилых людей с психическими
расстройствами
Для пожилых пациентов с психическими расстройствами характерны значительные общие
изменения в их поведении. Сама способность к научению пациентов с психотическими расстройствами
(например, деменциями, шизофренией, депрессией) благодаря специфическим интервенциям
(например, вербализации проблемы, целенаправленной обратной связи, наглядности цели действий,
когнитивной дифференциации, обучению системе понятий) может значительно возрасти. Современные
методы интервенции включают следующие мероприятия:
-
формирование когнитивной дифференциации, разработка вербальных структур коммуникации
и оценка социальных ситуаций вплоть до решения межличностных проблем у больных шизофренией
(Roder, Brenner, Kienzle & Hodel, 1992);
-
выработка общих навыков мышления (индуктивное мышление, см. разделы 1 и 2 этой статьи);
-
структурирование окружающей среды и целенаправленное разучивание, например, в
соответствии с положениями «терапии реальностью» для пациентов с потерей памяти, дезориентацией
и бессвязностью мыслей;
-
концентрация внимания, пробуждение интереса и самостоятельности (см. Scholz & Haisch,
1986);
-
поддержка процессов внимания и памяти (например, «гимнастика для мозга»); отчасти эти
упражнения связаны с медикаментозным лечением (ноотропами) (см. Fleischmann, 1992; Knopf, 1992).
Эти программы косвенно воздействуют на способность к научению через повышение мотивации,
самостоятельности, социальной интеграции и общего уровня активности.
2. Методы интервенции при патологических индивидуальных предпосылках научения
2.1. Угасание и габитуация при повышенной обусловливаемости
Повышенная обусловливаемость приписывается в основном пациентам с тревожными и
навязчивыми расстройствами. Для них характерно прежде всего то, что у них быстро закрепляются
дисфункциональные тревожные реакции и эти реакции не угасают естественным путем. При
повышенной обусловливаемости используются различные мероприятия: а) непосредственное снижение
дисфункциональных тревожных реакций за счет подключения процессов угасания и габитуации; б)
общая стабилизация пациента, для чего наряду с другими методами используется и тренинг
компетентности; в) организация окружающей среды таким образом, чтобы уменьшилась вероятность
возникновения конфликтных ситуаций. Эти меры сильно различаются по степени их воздействия на
симптоматику; чаще всего разработчики стратегии интервенции комбинируют их друг с другом. При
этом большинство из современных программ интервенции направлены на пациентов с тревожными и
Hosted by uCoz