Navigation bar
  Print document Start Previous page
 578 of 947 
Next page End  

находится с большим трудом и 3) сама по себе цель не всегда оказывается очевидной. Поэтому при
возникновении повседневных проблем, как правило, речь идет о так называемых трудноопределяемых,
открытых и многоаспектных проблемах (см. Dorner, Kreuzig, Reither, & Staudel, 1983; Kammerer, 1983;
Putz-Osterloh, 1995), что связано прежде всего с тем, что:
- повседневные проблемы являются комплексными,
так как в каждой такой проблеме
одновременно существуют объективные, социальные, личностные и эмоциональные стороны
(например, затруднения на рабочем месте, семейные проблемы, чрезмерное потребление алкоголя,
личностный дискомфорт);
- отдельные проблемные области зачастую являются взаимозависимыми,
замкнутыми друг на
друга (например, конфликтная обстановка на работе повышает депрессивность, что, в свою очередь,
ведет к увеличению конфликтных ситуаций на работе);
- сначала должна быть определена цель изменения,
причем каждый из действующих партнеров
преследует свою цель. Кроме того, цели не бывают однозначно положительными или отрицательными,
они могут различаться по своим последствиям, которые к тому же зачастую не могут быть заранее
точно известны (например, позитивные и негативные последствия диеты);
-
решения зачастую должны быть оптимизированы по нескольким целям и иметь положительные
последствия с точки зрения как кратковременных, так и промежуточных и долговременных выгод; это
требует проведения многоаспектной оценки последствий;
-
чтобы прояснить исходную проблемную ситуацию и остановиться на приемлемом решении,
необходимо социальное взаимодействие.
Кроме того, при определении проблемы чаще всего
принимают участие и другие индивиды (например, члены семьи, коллеги по работе) со своими
интересами и мнениями, что может существенно увеличить сложность и многоаспектность проблемы.
Таким образом, эти моменты представляют собой дополнительные препятствия и вынуждают
прикладывать неимоверные усилия для их преодоления («повышенная потребность в определении и
оценке»). Одним словом, озадаченный решением проблемы человек вынужден «переводить» плохо
определенную проблему в хорошо определенную. Кроме того, ее решение требует взаимодействия с
другими людьми (например, бесед и совместных действий).
2. Расстройства мышления
Во время процесса мышления происходит восприятие информации, выработка умозаключений и
объединение их друг с другом в виде гипотез. Это может происходить дедуктивным путем (когда
исходят из общих положений) или индуктивным (в виде обобщения конкретного опыта, проверки и
изменения гипотез; Luer & Spada, 1990). Это может быть достигнуто, если выполняются несколько
очевидных условий: 1) значимая информация должна восприниматься и перерабатываться адекватным
способом; 2) умозаключения не должны противоречить формальной логике; 3) содержание мышления
должно оцениваться в соответствии с общими эмпирическими основами; 4) процесс мышления
необходимо организовать по принципу системной регуляции; 5) мыслительные акты должны иметь
возможность обращения к достаточно дифференцированному опыту. Клиенты могут иметь серьезные
нарушения в этих пяти областях.
2.1. Общие когнитивные расстройства
Мышление необходимо рассматривать как процесс переработки информации, оперирующий
символами, правилами, элементами, сохраняемыми в памяти, и операциями, а также предполагающий
наличие регулирующих или контролирующих систему инстанций (см. Luer & Spada, 1990). Если
отдельные компоненты этой системы (например, память) оказываются нарушенными, то неизбежно
начинает страдать и качество процесса мышления. Такие нарушения можно констатировать при
различных психических расстройствах (например, при аутизме, задержке в умственном развитии,
шизофрении, деменциях) и описать как общие когнитивные расстройства. Общие расстройства
ухудшают мышление и решение проблем, так как при них частично нарушается основополагающая
переработка информации (например, концентрация внимания, усвоение понятий, хранение информации
в памяти, формирование ассоциативных связей) (ср. Rumsey, 1985; Swanson, 1988; Lieb, Merklin, Rieth,
Schuttler & Hess, 1994; см. также главу 28.2). Эти нарушения по большей части вызваны
нейрофизиологическими причинами; повреждение височных областей головного мозга, например,
приводит к нарушению долговременной памяти, контекстной памяти, а также организации и
Hosted by uCoz