Navigation bar
  Print document Start Previous page
 583 of 947 
Next page End  

дифференцированных знаний, которой мог бы воспользоваться решающий проблему индивид. Это
можно проиллюстрировать следующим примером: в случае депрессивности имеют место чрезмерно
повышенная самокритичная фокусировка внимания и ориентация в ситуациях, которые вызывают
относительно стабильные эмоции и восприятия ситуации, затрудняющие деятельность по решению
проблемы (обобщено в: Hautzinger, Stark & Treiber, 1992). Лица в депрессивном состоянии склонны из-
за замкнутой и негибкой системы мышления к отрицательным представлениям о проблеме (например, к
негативному образу Я, самообвинениям) и соответствующим «решениям» (например, избегающему
поведению, утрате интереса, инактивности).
Недостаточная чувствительность по отношению к проблеме (Spivack, Platt & Shure, 1976).
Очевидно, что чем раньше распознается только еще зарождающаяся проблема, тем лучше, что особенно
важно в случае возникновения динамичных проблем. При нарушениях (например, большой депрессии,
агрессивности, антисоциальном поведении) зачастую констатируют низкую чувствительность, что
приводит к тому, что проблема начинает интенсивно развиваться и, незамеченная, достигает такого
уровня развития, когда бороться с ней становится намного труднее. Это может быть вызвано тем, что у
индивида отсутствует необходимый опыт, чтобы оценить опасность первых признаков отклонений от
нормы, а также тем, что даже осознаваемые признаки проблемы не воспринимаются как нечто опасное
из-за низкого ожидания контролируемости и не вызывают со своей стороны каких-то
предупредительных действий по решению проблемы.
3.3. Недостаточная компетентность в решении проблемы
В ходе процесса решения проблемы формируются различные возможности решения, а после
оценки их потенциальных последствий приступают к реализации выбранной альтернативы.
Обусловливающие моменты недостаточной компетентности в решении проблемы состоят в следующем.
-
Недостаточное продумывание средств и цели. Недостаточная компетентность в решении
проблем проявляется прежде всего в том, что индивиду приходят на ум явно неподходящие варианты
решения. Спивак и др. (Spivack et al., 1976) описали это как «продумывание средств и цели (Mittel-Ziel-
Denken)», под которым понимали способность находить решения (средства) возникшей проблемы.
Такая низкая способность к решению проблем характерна, например, для лиц, страдающих алкогольной
зависимостью (наблюдались в больницах). Эти больные видели гораздо меньше возможностей решения
социальных проблем, чем лечащиеся в больнице пациенты с острым заболеванием, для которых не
характерно пристрастие к спиртному (Kemmler & Bogart, 1982; Beatty, Katzung, Nixon & Moreland, 1993;
аналогичные данные приведены также в: Dirksmeier, 1991; Hellewell, Connell & Deakin, 1994). Эти
результаты не являются не зависимыми от уровня знаний и опыта испытуемых, что подтверждается
лонгитюдными исследованиями (Ronka & Pulkinnen, 1995; Compas, 1988).
-
Недостаток навыков. Во время реализации решения большое значение имеют навыки и
умения, которыми располагает индивид. Выполнение должно быть: а) гибким относительно цели, б)
учитывать обратную связь и в) последовательным. Недостаток навыков и умений характерен прежде
всего для социально неуверенных, агрессивных, депрессивных и антисоциальных лиц, для которых
свойствен недостаток просоциального и активного поведения, а также самоутверждения.
-
Недостаточное предварительное планирование. К навыкам и умениям, необходимым при
решении проблемы, относится также выбор благоприятного решения на основе предварительного
планирования, заключающегося в продумывании возможных последствий принимаемого решения
(например, в осознании кратковременных и долговременных последствий, в составлении детального
плана решения, в учете при определении цели собственных норм). Особенно при расстройствах,
имеющих яркие внешние проявления (при агрессивности, делинквентности и антисоциальном
поведении, дефиците внимания и при гиперактивности), поиск решения крайне непродолжителен по
времени и проводится без должного осмысления. Причины этого кроются, к примеру, в недостаточном
предварительном опыте или неуверенности в том, что цель будет достигнута. В частности, известно, что
социально тревожным или не уверенным в себе людям из-за неуверенности в достижении цели тяжело
даются достижение желанной цели и реализация ведущих к ней действий.
-
Недостаток способности усваивать и использовать знания. Решение проблемы как «длинная
цепочка умственных операций» относительно понимания проблемы и поиска решения предполагает
наличие дифференцированных знаний, структурирующих как проблемное, так и поисковое
пространство. В прошлом это называлось эпистемической структурой (Dorner, 1979). Недостаточное,
или так называемое инертное знание, ведет также к дефицитам в этих областях и к соответствующим
Hosted by uCoz