Navigation bar
  Print document Start Previous page
 584 of 947 
Next page End  

расстройствам решения проблем. Можно выделить два вида ограничений, относящихся к знаниям: 1)
недостаточные знания,
возникающие чаще всего из-за недостаточного опыта (например, вследствие
специфичной для окружающей среды социализации, из-за недостаточной самостоятельности) и
когнитивных нарушений (например, расстройств научения, задержке в умственном развитии, психозов);
2) недостаточное использование;
при этом индивид, решающий проблему, хотя располагает
необходимыми знаниями, но не может их активировать (использовать). Это может быть обусловлено
или качественной стороной знаний (инертное знание; см. Renkl, 1996), или «опросом» ячеек памяти, в
которых хранится информация. В первом случае приобретаются и хранятся знания, не имеющие
отношения к ситуации, так что хотя они в принципе и существуют, но не могут быть
трансформированы (например, теоретические знания). При недостаточном «опросе» ячеек памяти
большую роль играет эмоциональное возбуждение. Оно ограничивает использование имеющихся
знаний, так как система регуляции эмоций доминирует над когнитивной системой контроля и
перегружает особенно оперативную память, так что из долговременной памяти информацию можно
извлекать только в ограниченном объеме (см. Spies & Hess, 1989). Особенно часто эти виды
ограничения знаний можно наблюдать у лиц с психическими расстройствами. При этом в
исследованиях, анализирующих условия возникновения, специфичные для расстройств, подчеркивается
роль воспитания самостоятельности (например, при агрессивности и депрессивности), значение общих
когнитивных расстройств (например, при шизофрении, задержке умственного развития) и высокий
уровень возбуждения пациентов (например, с тревожными расстройствами или в состоянии кризиса).
4. Заключение
Расстройства решения проблем тесно связаны с развитием и еще больше с поддержанием
психических расстройств, так как у людей с психическими расстройствами чаще возникают
расстройства при решении проблем. Например, они затягивают решение проблемы, поздно начинают ее
решать или осуществляют неподходящие решения. Можно спорить о том, являются ли эти расстройства
решения проблем собственным моментом самого расстройства или скорее выражением общей
психической нестабильности (этот вопрос в данный момент даже не ставится в такой формулировке).
Совершенно все равно, к какому выводу можно было бы прийти при обсуждении этого вопроса,
очевидным является то, что расстройства решения проблем совершенно явно способствуют
дальнейшему поддержанию уже имеющегося психического нарушения, а улучшения навыков и умений
мыслить и решать проблемы улучшают как психическое самочувствие, так и здоровье пациента в
целом. Вследствие этого предлагается совершенствовать способность пациента к решению новых и
необычных проблем.
Расстройства решения проблем возникают из-за того, что нарушается мышление, в том числе
способность находить правильные пути решения своих проблем или обдумывать конкретные фазы
решения. Часто причины кроются и во внешних ситуациях, в которых индивид должен тоже уметь
хорошо ориентироваться. В частности, ему необходима не только способность думать, но и способность
держать дистанцию по отношению к предмету, о котором он думает. Теории решения проблем,
организации мышления и теории эмоций позволяют в деталях определить отдельные моменты
расстройства, которые нуждаются в специфической или неспецифической интервенции (например,
разговорной психотерапии).
5. Литература
Anderson, J. R. (1983). The architecture of cognition. Cambridge: Havard University Press.
Beatty, W. W., Katzung, V. M., Nixon, S. J. & Moreland, V.
J. (1993). Problem-solving deficits in
alcoholism: Evidence from the California Card Sorting Test. Journals of Studies on Alcohol, 54, 687-692.
Birbaumer, N. & Schmidt, R. F. (1996). Biologische Psychologie. Berlin: Springer.
Blalock, S. J., DeVellis, B. M. & Giorgino, K. B. (1995). The relationship between coping and
psychological well-being among people with osteoarthritis: A problem-specific approach. Annals of Behavioral
Medicine, 17, 107-115.
Compas, B. E. (1988). Coping with stress during childhood and adolescence. Annual Progress in Child
Psychiatry and Child Development, 211-237.
Davila,
J., Hammen, C., Paley, B. & Daley, S. E. (1995). Poor interpersonal problem solving as a
mechanism of stress generation in depression among adolscent women. Journal of Abnormal Psychology, 104,
Hosted by uCoz