Navigation bar
  Print document Start Previous page
 590 of 947 
Next page End  

Тренинг направлен на долговременное совладание с повседневными стрессами. Для этого
клиенты обучаются четырем навыкам:
- активное определение и формулировка проблемы. Сюда относится сбор релевантной
информации, всестороннее понимание проблемы и постановка реалистичных целей;
- выработка как можно большего количества альтернативных решений определенных проблем.
Чтобы удостовериться, что найдено лучшее решение, должно быть рассмотрено как можно больше
вариантов;
- в соответствии с пригодностью и согласованностью с собственной системой ценностей
принимается решение о выборе одного из рассмотренных вариантов. Это требует оценки последствий
решения и осмысления собственных позиций;
- реализация шаг за шагом выбранного решения, постоянная проверка собственных действий на
предмет того, согласуются ли последствия принятого решения с собственными целями.
Внешняя структура
Клиенты работают вместе с руководителем тренинга в небольших группах по 8-12 человек.
Групповые дискуссии происходят в форме познавательного диалога. В качестве непосредственных
методик тренинга используются следующие: инструктаж, непосредственная помощь (prompts), примеры
или демонстрация (моделирование) решения проблем, тренинг решения проблем в группе, домашние
задания, использование обратной связи (performance feedback), отработка в группе способов
позитивного подкрепления и реализации на практике попыток решения, а также использования
стратегий моделирования поведения (shaping). Все это вместе взятое позволяет реализовать «решение
проблемы под руководством», при котором психотерапевт поэтапно руководит решением конкретных
повседневных проблем своих клиентов. В качестве материалов первым делом выдаются опросники,
листы самонаблюдений, протоколы, а также письменные разработки (зачастую в форме руководств).
Сам тренинг включает восемь циклов, до трех сеансов в каждом. Общая продолжительность
тренинга колеблется между 10 и 17 сеансами.
Сеансы
-
Введение:
задается цель, способ действий и структура тренинга; представляется трансактная
модель стресса и провозглашаются общие цели: поддержание здоровья и стиля жизни.
-
Ориентация на проблему: психотерапевт учит, как познать проблему с помощью своих чувств и
неудавшихся попыток ее решения; обсуждается модель позитивной и негативной ориентации на
разрешение собственных проблем.
-
Контроль эмоций при решении проблем: обсуждается значение эмоций для поведения во время
преодоления проблем; клиенты обучаются приемам самоинструктирования, которыми они могут
руководствоваться при поиске решения, технике релаксации и возможностям когнитивного
переструктурирования.
-
Определение и переформулирование проблемы: клиенты обучаются собирать объективную
информацию и избегать поспешных выводов на основе недостаточной информации. Должен возникнуть
углубленный взгляд на проблему. Необходимо учитывать внутренние и внешние требования ситуации,
а также возможные препятствия, которые могут возникнуть при решении проблемы. Необходимо
избегать нереалистичных постановок цели.
-
Формирование как можно большего числа альтернативных путей решения с помощью
процесса, аналогичного мозговому штурму.
-
Выбор одного из вариантов решения:
лучшим решением считается то, с помощью которого
вернее всего можно достичь намеченной цели, максимизировать положительный и минимизировать
отрицательный эффект.
-
Реализация решения в жизни:
сюда относится реализация выбранного решения, контроль над
собственным поведением в процессе решения, а также оценка результатов решения и
самоподкрепления. Инструктирование и планирование этих шагов осуществляется в группе, однако
реализация производится каждым клиентом самостоятельно.
-
Поддержание и генерализация поведения, наблюдаемого в ходе решения проблемы: полученные
навыки и умения в решении проблем должны использоваться и при решении будущих проблем; для
этого шаги удачного решения проблемы подкрепляются и клиенту указывают на будущие проблемы,
которые можно решить с помощью тех же средств. Формируются позитивные стратегии,
предназначенные для решения будущих проблем.
Терапевтические подходы решения проблем были заложены в 70-е годы и восходят прежде всего
Hosted by uCoz