Navigation bar
  Print document Start Previous page
 591 of 947 
Next page End  

к Д'Зурилле и Голдфриду (D'Zurilla & Goldfried, 1971), а также к Платту, Спиваку и Свифту (Platt,
Spivack & Swift, 1975), которые использовали знания общей психологии в сфере клинической
психологии. Обе концепции в известной мере парадигматичны; за это время они нашли применение в
многочисленных формах терапии и тренингах решения проблем, причем они постоянно развиваются
как в техническом плане, так и с содержательной точки зрения, проводятся и институциональные
усовершенствования.
Терапевтическое применение структуры решения проблемы по Д'Зурилле и Голдфриду. Первый
непосредственный опыт обучения навыкам решения проблем в сфере клинической психологии
предприняли Д'Зурилла и Голдфрид (D'Zurilla & Goldfried, 1971). Они предложили простую линейную
модель решения проблем. Согласно этой модели клиент под чутким руководством психотерапевта
поэтапно перерабатывает возникшую проблему в следующей очередности.
1) Сначала клиент должен выработать общее отношение к существующей проблеме, а именно: а)
признать, что существование проблем в человеческой жизни — это нормальное и вполне разрешимое
явление; б) не закрывать глаза на проблемные ситуации, а воспринимать их; в) не осуществлять
поспешных действий и подавлять желание вообще ничего не делать. Этот общий подход постепенно
вырабатывается совместно пациентом и психотерапевтом во время обсуждений и объяснений
психотерапевта. Кроме того, в ходе терапии клиент старается идентифицировать свои повседневные
проблемы и наблюдать за собственным поведением в повседневной жизни.
2) Клиент определяет проблему,
ориентируясь на поведение. Он должен так сформулировать
отдельные стороны проблемы, чтобы можно было отличить релевантную информацию от
нерелевантной. Кроме того, необходимо ясно обозначить важнейшие цели и конфликты. Этого
пытаются достичь за счет того, что клиент вместе с психотерапевтом переопределяет вставшую перед
ним проблему.
3) Он формулирует как можно большее количество альтернативных решений,
не оценивая их.
Для теперь хорошо определенных проблем клиент ищет как можно больше альтернативных решений.
4) Затем он выбирает наилучшее решение, учитывая прежде всего собственные потребности, а
также ожидаемый успех. Клиент под руководством психотерапевта обдумывает последовательность
действий; неприемлемые альтернативы решения последовательно исключаются, приемлемые решения,
напротив, развиваются дальше и детально планируются.
5) В конце концов он реализует на практике свое решение и анализирует последствия своих
действий. Здесь также крайне необходима помощь психотерапевта, его направляющая поддержка и
поощрительное отношение.
Эти рекомендации по последовательности действий до сих пор не потеряли актуальности при
разработке методов интервенции, расширяясь и углубляясь за счет других важных элементов процесса
решения социальных проблем (например, преодоление стресса, наличие навыков коммуникации,
использование ролевых игр и методов релаксации); при этом тренинг решения проблем, проводимый
вышеописанным способом, дополняется, с одной стороны, информационным этапом, а с другой
стороны, стабилизирующими эффективность терапии вспомогательными сеансами (booster sessions)
(см. D'Zurilla, 1986, 1990а). Кроме того, для регистрации повседневных проблем вводятся методы
самонаблюдения (опросники, дневники).
-
Тренинг навыков решения социальных проблем по Спиваку, Платту и Шуре (Spivack, Platt &
Shure, 1976) является более широким, фундаментальным методом интервенции, направленным на
формирование навыков решения межличностных проблем. При этом клиенты в течение 19 групповых
сеансов обучаются как навыкам решения проблем, так и общим формам коммуникации и социальных
отношений. Цель интервенции состоит в том, чтобы достичь удовлетворительной способности решать
повседневные проблемы. Для этого клиент должен разрушить свой привычный ход действий:
«остановись, осмотрись, прислушайся, спроси, не торопись, подумай!» (stop, look, listen, ask, don't rush,
think!). Под призывом «подумай!» подразумевается обращение к самому себе с вопросами, которые бы
одновременно иллюстрировали основные навыки решения проблемы, например: 1) «В чем состоит
проблема?», 2) «Что можно отнести к релевантным фактам?», 3) «Каким образом представляется
проблема моему партнеру?», 4) «Какую цель стоит выбрать?», 5) «Что бы я смог сделать?», 6) «Каковы
будут последствия этого варианта решения?», 7) «Что может произойти дальше?». В общем и целом, в
процессе тренинга клиент должен научиться следующему.
1) Чувствительности к проблеме в сфере межличностных отношений (осознание социальных
проблем, готовность работать над их преодолением).
2) Каузальному мышлению (умение видеть, что собственные чувства и поступки связаны с
Hosted by uCoz