Navigation bar
  Print document Start Previous page
 592 of 947 
Next page End  

поведением других людей).
3) Продумыванию альтернатив решения (выработка различных решений, отсутствие жестко
запрограммированной установки на «наилучшее» решение).
4) Антиципации последствий (продумывание последствий принимаемых решений).
5) Продумыванию целей и средств (составление плана по достижению цели).
Интервенция состоит из двух этапов; первый этап посвящен предпосылкам решения проблем
(например, ответственности перед самим собой, различению фактов и мнений, осознанию и выражению
своих чувств, тренингу памяти), а второй этап — собственно навыкам решения проблем (например,
выработке большого числа возможных решений, продумыванию последствий, последовательной
реализации принятого решения).
При этом участники тренинга работают под руководством психотерапевта-тренера, используя
инструкции. Конкретные сеансы построены весьма сходным образом; сначала участников вводят в
общий курс дела и определяют учебные цели данного сеанса. Затем предлагаются различные задания
(упражнения, дискуссии, ролевые игры, переработки проблемы); между сеансами участники выполняют
домашние задания. Эта терапия проводится с попавшими в наркотическую зависимость (Platt, Taube,
Metzger & Duome, 1988; Platt & Hermalin, 1989), больными шизофренией (Roder, Brenner, Kienzle &
Hodel, 1992) и родителями детей с расстройствами научения и с семейными проблемами (Shure &
Spivack, 1979), причем часто интервенции направлены на достижение конкретных терапевтических
целей (продумывание цели и средств).
-
Расширенные методы интервенции. Тренинг решения проблем применяется для различных
групп нуждающихся в лечении (например, пациентов психиатрических клиник, больных шизофренией,
неуверенных в себе людей, людей с реактивной депрессией, лиц, страдающих алкоголизмом, а также
испытывающих затруднения в учебе). В последнее время стали широко практиковать консультирование
семей на грани развода (консультации относительно развода, посредничества), терапию
неблагополучных детей из разведенных семей, а также инструктирование по вопросам совладания с
хроническими заболеваниями (например, пациентов с болями; см. Fry & Wong, 1991). При этом кроме
«чистого» тренинга навыков решения проблем используется и другая терапевтическая помощь, прежде
всего: 1) более активное вовлечение в групповые мероприятия (интерактивные группы решения
проблем, Grawe, Dziewas & Wedel, 1980); 2) помощь в принятии решения и структурировании; при этом
ведется поиск альтернативных способов поведения, заново определяются цели (Kammerer, 1983); 3)
стационарные и институциональные мероприятия (Zielke & Sturm, 1993), а также 4) подключение
общих когнитивных способностей в смысле восстановительного тренинга (например, для пациентов с
алкогольной зависимостью, больных шизофренией, пожилых пациентов — см. раздел 2.1). При этом
необходимо учесть, что хотя представляемая здесь структура решения проблем и используется в
качестве определяющей, но все же ее использование достаточно гибко и широко дополняется другими
терапевтическими модулями. Либерман и Корриган (Liberman & Corrigan, 1993), например, предложили
тренинг решения социальных проблем для пациентов с шизофренией, ориентированный на диатез-
стресс-уязвимость-модель. Этот тренинг позволяет овладеть специфическими навыками и
способностями (например, редукция внешних стрессоров, восприятие обстоятельств социальных
отношений, переработка этой информации, социальные навыки). Тренинг представляет собой
некоторую систему модулей и используется для следующих сфер: прием лекарств, управление
симптомами, досуговое поведение, навыки ведения бесед, самообслуживание и гигиена тела. Чтобы
установить, понял ли клиент содержание, может ли он его классифицировать и применять в сложных
ситуациях, предпринимают довольно иерархизированные действия (например, устранение когнитивных
нарушений, передача знаний, анализ поведения модели). Решение проблем играет здесь большую роль,
поскольку обучает пациентов тому, как применить приобретенные навыки в сложных ситуациях или в
случае осложнений при реализации решения. Пациенты, с которыми проводился этот тренинг,
приобрели хорошие социальные навыки и умения. Однако исследования показали, что для достижения
долговременного эффекта необходимо периодически проводить сеансы, которые «освежали» бы знания.
-
Применение в стационарных условиях. Особые надежды возлагаются на то, что и при
разработке стационарных и институциональных программ будет учитываться структура решения
проблемы. Например, пациенты психосоматических клиник приглашаются на регулярные групповые
встречи, которые проходят под руководством психотерапевта. Пациентов обучают принимать во
внимание альтернативные решения проблемы и расширять спектр возможностей решения. При этом
терапевтические мероприятия строятся с использованием межличностных групповых событий и
существующих расстройств межличностных отношений (Zielke & Sturm, 1993). Кроме того, эти
Hosted by uCoz