Navigation bar
  Print document Start Previous page
 594 of 947 
Next page End  

улучшилась способность воспринимать проблему на уровне межличностных отношений. Этот прогресс
в решении проблем сопровождался улучшенной социальной адаптацией в детском саду. В конце
тренинга 71% всех детей диагностировали как «социально адаптированных» (в контрольной группе этот
показатель был равен 31%). Матери, прошедшие тренинг, улучшили свое воспитательское поведение, а
также свои собственные навыки решать проблемы. Интервенция доказала смысл ее использования в
качестве вторичной профилактики.
---
2.5. Оптимизация усвоения и использования знаний
Эти методы интервенции предназначены прежде всего для реабилитации; они являются
терапевтическими модулями, которые дополняются другими мероприятиями (например, тренингом
речевых навыков, привлечением ближайших родственников). При этом упор делается в основном на два
мероприятия.
-
Оптимизация памяти. Клиентов обучают методам хранения информации и более легкого
извлечения ее из памяти; например, с помощью внешней и внутренней речи, образования
ассоциативных связей, повторного заучивания содержащегося в памяти и самопроверки (см. Kaschel,
1994; Hasselhorn, 1987). Адресатами этой программы являются люди с неврологическими
заболеваниями и пожилые пациенты, а также лица с задержкой умственного развития.
-
Активизация знаний. При этом клиентам создаются условия для развития способности мыслить
по аналогии, чаще всего в виде ситуаций, требующих выполнения заданий и удовлетворения
требований. При этом могут формироваться такие аналогии, как, например, индивидуальные
(формируется «свой взгляд» на вещи), прямые (перенос знаний из одной области в другую),
символические (проблема характеризуется в словесной форме) или аналогии-фантазии (например,
представления о желаемом) (обобщено у Hany, 1990). Этот тренинг можно использовать при
возникновении профессиональных проблем и проблем с успеваемостью (например, при обучении в
общеобразовательной или высшей школе); он может использоваться до более общей интервенции.
3. Эффективность и ее факторы
В обобщенном виде терапевтические методы решения проблем Граве, Донати и Бернауером
(Grawe, Donati & Bernauer, 1994) были охарактеризованы как эффективные и широко используемые, с
высокой степенью надежности наступления позитивных изменений. Метаанализы доказывают
эффективность терапевтической интервенции еще и при расстройствах внимания и гиперактивности
(Saile, 1996; Baer & Nietzel, 1991), поведенческих расстройствах (Grossman & Hughes, 1992), управлении
стрессом (Schulink, Gerards & Bouter, 1988), депрессивности (Marx, Williams & Claridge, 1994), а также
при ревматических нарушениях (McCracken, 1991). Отдельные исследования подтверждают
положительный эффект при таких столь различных расстройствах, как склонность к самоубийству,
антисоциальное поведение, ограниченные способности, злоупотребление алкоголем или наркотиками,
страхи, неврозы, неуверенность в себе, повседневные и супружеские проблемы (см. D'Zurilla, 1986,
1990; Salkovskis, Atha & Storer, 1990; Kazdin, Bass, Spiegel & Thomas, 1989; Nezu, Nezu & Areau, 1991;
Grawe, Donati & Bernauer, 1994).
В то время как эффективность терапии решения проблем хорошо подтверждается
эмпирическими данными, факторы, которые определяют эту эффективность, подтвердить много
сложнее. Это объясняется прежде всего тем, что терапия решения проблем почти всегда
сопровождается другими лечебными мероприятиями (например, тренингом самоинструктирования,
овладением знаний, тренингом социальных навыков и умений, релаксационным тренингом, обучением
навыкам коммуникации). Однако решение проблем является ориентировочной схемой терапевта и
одновременно инструментом, которым должен овладеть клиент, чтобы решить свои повседневные
затруднения. В конце концов, так построена терапия — клиент должен под руководством
психотерапевта научиться пользоваться приобретенным инструментарием решения проблемы в
повседневной жизни. Он — клиент — должен в результате быть в состоянии по возможности
самостоятельно последовательно решать многоаспектные, сложные, открытые и неясные повседневные
затруднения. Поэтому факторы эффективности описываются прежде всего в плоскости процесса;
терапия в том случае подтверждает свою эффективность, если:
-
клиенты приобретают умение ориентироваться в процессе решения проблемы (например,
Hosted by uCoz