Navigation bar
  Print document Start Previous page
 597 of 947 
Next page End  

Sachse, R. (1992). Zielorientierte Gesprachspsychotherapie. Gottingen: Hogrefe.
Saile, H. (1996). Zur Indikation psychologischer Behandlung bei Kindern mit Aktivitats- und
Aufmerksamkeitsstorungen. Kindheit und Entwicklung, 5, 112-117.
Salkovskis, P. M., Atha, C. & Storer, D. (1990). Cognitive-behavioural problem solving in the treatment
of patients who repeatedly attempt suicide: A controlled trial. British Journal of Psychiatry, 157, 871-876.
Schneider, M. & Robin, A. (1976). The turtle technique: A method for the seif control of impulsive
behavior. In J. Krumholtz & C. Thoresen (Eds.), Counseling methods. New York: Holt, Rinehart & Winston.
Schulink, E. J., Gerards, F. M. & Bouter, L. M. (1988). Het effect van stress-educatie: Een oversicht van
de literatuur. Pedagogische-Studien, 65, 425-436.
Schulte, D., Kunzel, R., Pepping, G. & Schulte-Bahrenberg, T. (1991). Ma?geschneiderte
Psychotherapie versus Standardtherapie bei der Behandlung von Phobikern. In D. Schulte (Hrsg.),
Therapeutische Entscheidungen (S. 15-42). Gottingen: Hogrefe.
Shure, M. B. & Spivack, G. (1979).Interperonal cognitive problem solving and primary intervention.
Journal of Clinical Child Psychology, 8, 89-94.
Shure, M. B. & Spivack, G. (1981). Probleme losen im Gesprach. Stuttgart: Klett-Cotta.
Spivack, G., Platt, J. J. & Shure, M. B. (1976).
The problem-solving approach to adjustment. San
Francisco: Joessey-Bass.
Witkins, L. & Cayner, J. J. (1980). Communication and problem-solving skills training for couples: A
case study. In S. D. Rose (Ed.), A case book for group therapy (pp. 219-248). Englewood Cliffs: Erlbaum.
Zielke, M. & Sturm, J. (1993). Indikation zur stationaren Verhaltenstherapie. Weinheim: Psychologie
Verlags Union.
Глава 30. Эмоциональные расстройства
30.1. Классификация и диагностика
Райнхард Пекрун
1. Понятие эмоций
Понятие «эмоции» может употребляться в разных значениях. Чаще всего дается комплексное
определение, в которое входят следующие нижеперечисленные составные части (см. Kleinginna &
Kleinginna, 1981; Schmidt-Atzert, 1996): 1) субъективные эмоциональные состояния (например,
напряжение и внутреннее беспокойство при тревоге); 2) когнитивные оценки ситуаций (например,
оценка ситуации как опасной и неподконтрольной); 3) физиологические изменения (например,
учащенное сердцебиение, повышенное потоотделение); 4) мотивационные тенденции (например,
желание бежать от этой ситуации); 5) экспрессивное поведение (например, испуганное выражение
лица); 6) инструментальное поведение (например, бегство). При этом, как правило, остается неясным,
какие (и сколько) компоненты из перечисленных — кстати, эмпирически не во всем согласующиеся
друг с другом — должны быть в наличии, чтобы можно было говорить об эмоциях. Это же определяет и
существование проблемы разграничения с родственными феноменами (как, например, мотивацией; см.
главу 31).
Поэтому в последние годы предпочитают пользоваться узким понятием эмоций, которое делит
эмоции на компоненты субъективного переживания, на такие, например, как а) аффективные
компоненты (эмоциональные переживания в узком смысле); б) когнитивные компоненты (например,
обеспокоенность своим состоянием при тревоге); в) телесно-перцептивные компоненты (восприятие
физиологических изменений и экспрессивная моторика; о проблематике определения понятия «эмоции»
см. Pekrun, 1988).
Первичные эмоции обычно дифференцируют, соотнося их со специфическими способами
экспрессивного поведения (радостью, печалью, тревогой, гневом, отвращением, стыдом, удивлением).
Другие эмоции воспринимаются как смешение или как когнитивная дифференциация первичных
эмоций (например, гордость как радость, содержащая когнитивные элементы внутренней каузальной
атрибуции позитивного события).
2. Классификация
Hosted by uCoz