Navigation bar
  Print document Start Previous page
 604 of 947 
Next page End  

личностных структур.
2.1.3. Внутренние пусковые процессы и поведение
Ситуационные события могут действовать на эмоции, только будучи воспринятыми, и
содержание памяти или другие структуры личности тогда имеют влияние, когда они активированы.
Таким образом, в качестве прямых каузальных условий возникновения эмоций рассматриваются
внутренние процессы, непосредственно лежащие в основе формирования эмоций.
Соматические процессы. Эмоции тесно связаны с нейрогормональным состоянием. Правда, до
сих пор не ясно, рассматривать ли, и если да, то при каких условиях, процессы обмена веществ в
головном мозге как пусковые факторы, условия, модулирующие факторы или как последствия эмоций.
Напротив, относительно периферических физиологических процессов (особенно периферической
активации) и двигательных процессов выражения эмоций с помощью мимики и движений тела можно
предположить, что они скорее являются следствием, а не пусковым фактором (Reisenzein, 1983).
Восприятие и когниции. Когнитивные процессы в настоящее время рассматриваются как
основные при возникновении эмоций и их расстройств. Поэтому необходимо особенно подробно
остановиться на перцептивных и когнитивных условиях (см. раздел 2.3).
Другие эмоции. Предшествующее настроение выполняет модулирующую функцию при
возникновении актуальных эмоций (см. Pekrun, 1988). Так, обращает на себя внимание тот факт, что
позитивные эмоции, с одной стороны, и негативные эмоции, с другой, в норме не способны
«уживаться» друг с другом. Из этого следует, что если человек находится в позитивном настроении и
расслаблен, то это препятствует возникновению тревоги или гнева.
Мотивация и поведение. Мотивация может сопровождаться надеждой достичь некоторой цели и
опасением не добиться желаемого. Поэтому конфликт между различными мотивационными
тенденциями зачастую связан с эмоциональными конфликтами (конфликтами между опасениями и
надеждой). Поведение может напрямую вызывать эмоции, которые связаны с соответствующей
деятельностью (так, например, физическая деятельность может вызвать как отвращение, так и
удовольствие). Более того, поведение и его последствия могут повлечь за собой эмоции, если они
оцениваются субъективно.
При этом дисфункциональная мотивация (например, недостаток мотивации) и
дисфункциональное поведение могут вызвать негативные поведенческие последствия (например,
неудачный исход дела) или отсутствие позитивных последствий (например, дефицит социального
признания). В первом случае возникают негативные эмоции, во втором — отсутствие эмоций
позитивных.
Роль поведения и его последствий при возникновении эмоциональных расстройств
подчеркивается в теории депрессии Левинсона, основанной на отсутствии подкрепления (Lewinsohns
Verstarkerverlust-Theorie der Depression). В этой теории постулируется, что психически обусловленная
депрессия объясняется в первую очередь недостатком подкрепления, т. е. позитивных жизненных
событий. При этом недостаток подкрепления рассматривается как следствие поведенческих дефицитов
(Lewinsohn, 1974).
2.2. Перцептивные и когнитивные условия возникновения эмоциональных расстройств
В подглаве 2.1 было введено разделение на две группы перцептивно-когнитивных условий
возникновения эмоций: индивидуальные когнитивные структуры (содержания памяти) и текущие
перцептивные и когнитивные процессы.
Сферы структур и процессов должны быть отнесены в
зависимости от обстоятельств к одной из этих категорий (или к обеим). При этом речь идет о а)
процессах восприятия, б) процессах когнитивной переработки информации, в) Я-концепции, г) уже
существующей и актуальной каузальной атрибуции, д) уже существующих и актуальных ожиданиях и
значимости и е) защитных механизмах и вытесненных содержаниях памяти.
Существующие когнитивные структуры необходимо рассматривать как диспозиции, которые
могут быть активированы текущими ситуативными стрессорами. Поскольку самого эмоционального
расстройства еще нет, то в таком случае речь идет прежде всего о факторах индивидуальной
эмоциональной уязвимости.
За последние двадцать лет сформировались теоретические концепции,
подчеркивающие взаимодействие когнитивных структур и ситуативных стрессоров при возникновении
эмоциональных расстройств (так называемая диатез-стресс-модель; см. Abramson, Metalsky & Alloy,
Hosted by uCoz