Navigation bar
  Print document Start Previous page
 608 of 947 
Next page End  

относительно ситуации, а с другой стороны, на ожиданиях относительно совладания с ней) и
достаточно высокая субъективная важность («значимость») этих событий. В этом смысле, например,
страх перед экзаменом имеет место тогда, когда: а) возможна или вероятна неудача и б) результат
экзамена небезразличен.
Наконец, в этой модели отводится место также свойствам личности, способствующим развитию
эмоций. В качестве основных для возникновения эмоций, направленных в будущее, рассматриваются
генерализованные, хранимые в памяти убеждения об ожиданиях и значимости по отношению к
будущим событиям.
В последние годы опытным путем было доказано, что негативные ожидания, с одной стороны, и
страх перед экзаменами, социальная тревога, а также депрессии, с другой стороны, действительно
коррелируют друг с другом (см. Bandura, 1986; Pekrun, 1992а). Напротив, почти нет данных о роли
субъективной значимости событий, как и исследований, анализирующих помимо корреляций в срезе
еще и значение таких переменных, как условия возникновения эмоций, направленных на будущее
(исключением является работа Крампена (Krampen, 1988)). Пока неясным остается также то, каково
относительное значение ожиданий и значимости в общей структуре возможных условий возникновения
эмоций.
2.2.6. Защитные механизмы и вытесненные содержания памяти
Под защитными механизмами понимаются когнитивные механизмы, трансформирующие
индуцирующие тревогу аффекты, эмоции и связанную с ними информацию таким образом, чтобы их
можно было переносить. Потенциально огромную роль этих механизмов для эмоциональных
расстройств до сих пор подчеркивали прежде всего авторы психоаналитического направления.
Прототипическим примером является вторая теория тревоги Фрейда (Freud, 1926; «сигнальная теория»
тревоги). Эта теория попыталась одновременно найти объяснение фобиям и заложить общий фундамент
для психоаналитического понимания неврозов. Фрейд предположил, что фобии содержат смещение
страхов, которые имеют своим происхождением сексуальные и связанные с агрессией конфликты; они
помогают избежать необходимости решать эти конфликты. Психоанализ положил в основу таких
концепций клинические отдельные случаи (например, случай с «маленьким Гансом»; Freud, 1909). Но
при психоаналитической интерпретации таких конкретных случаев возникает ряд проблем. Критику
вызывает прежде всего то, что постулированная Фрейдом цепочка условий страдает от невозможности
эмпирической проверки. Частично наблюдаемым является только последнее звено этой цепочки
условий: сексуальные и агрессивные чувства по отношению к матери или отцу, с одной стороны, и
соответствующая фобия, с другой. Защитные механизмы и (по Фрейду, предполагаемый, скорее всего,
бессознательно) страх перед кастрацией, напротив, не поддаются непосредственному клиническому
наблюдению. Таким образом, объяснение Фрейдом фобических тревожных расстройств в
предложенной форме едва ли доказуемо, но одновременно и едва ли может быть опровергнуто. То же
самое справедливо и для новейших психоаналитических теорий эмоциональных расстройств (например,
Arieti, 1979).
Вызывает сожаление тот факт, что систематический анализ защитных механизмов с когнитивно-
психологической точки зрения пока еще находится в зачаточном состоянии (например, Erdelyi, 1985).
Правда, еще с 50-х гг. проводятся эмпирические исследования актуальных и уже существующих
процессов защиты (см. Krohne & Rogner, 1982; Krohne, 1996). В последние годы считается доказанным,
что неблагоприятный жизненный опыт, хранящийся в памяти, тоже может быть вытеснен (что
выражается в снижении доступности соответствующего содержания памяти; Davis & Schwartz, 1987).
2.2.7. Заключение
Вышеупомянутые исследования последних лет доказали, что ряд когнитивных структур и
процессов коррелируют с эмоциональными расстройствами. Но пока остаются недостаточно ясными
еще три вопроса: а) зачастую когнитивные переменные (например, негативная Я-концепция) сходным
образом коррелируют с различными расстройствами (например, тревогой и депрессией); но
исследования дифференциальных когнитивных условий возникновения различных расстройств
находятся еще в своем становлении (например, Higgins, Klein & Straumann, 1985); б) корреляции еще
недостаточно объясняют лежащие в основе отношения между условиями возникновения; но до сих пор
имеется — кроме срезовых исследований — очень мало проспективных, анализирующих условия
Hosted by uCoz