Navigation bar
  Print document Start Previous page
 61 of 947 
Next page End  

номопрагматический характер, второе — номологический. Эти два типа высказываний взяты из разных
исследовательских программ (ср. Herrmann, 1994), которые стремятся к разным типам знания, а именно:
в одном случае — к практическому (технологическому) знанию, касающемуся интервенции, а во
втором — к теоретическому (номологическому) знанию о взаимосвязях в этом мире, которое
представляет собой основы для научных объяснений, как это было описано Вестмейером в главе 3. Это
различие прослеживается и в обыденном знании. К этим двум типам знания можно добавить еще один
— знание, которое касается не практических или теоретических взаимосвязей, а отдельных
фактических обстоятельств дела, положений вещей, индивидуальных событий, — мы называем это
знанием фактов, или фактическим знанием (ср. Westmeyer, 1976).
Есть и другие типы знания, например дефиниторное или понятийное знание, которое состоит в
знании значения понятий. Ниже мы ограничимся первыми тремя типами и попробуем прояснить
отношения между фундаментальным и прикладным знанием. Итак, что же понимается под этими тремя
типами знания?
2.1. Номологическое знание
Номологическое знание это знания об имеющих силу закона взаимосвязях между
переменными величинами. Эти знания формулируются как закономерности, среди них различают
детерминистические и вероятностные. Детерминистические законы в их простейшей форме имеют
следующую структуру:
«G. (закон): (x) (Ax
—> Bx)»; то есть «для всех х является справедливым: если для х
действительно A, то для x действительно и B» (ср. Hempel, 1977).
Вероятностные законы содержат некий элемент вероятности, например: «для всех x является
справедливым: если для x действительно A, тогда с вероятностью р для x действительно B».
Гипотезы о научении по моделям затрагивают среди прочего и номологические взаимосвязи,
например гипотеза о том, что воздействие модели будто бы сильнее, если поведение модели
испытывает позитивное подкрепление; или гипотеза о том, что дети тревожных родителей научаются
тревожному поведению через тревожное поведение модели. Номологическую окраску имеют также
процитированные выше высказывания Лимани о том, что причины психических нарушений
заключаются в неправильном понимании обязательств перед другими, или посылка организменной
психотерапии, что «формирование собственного Я» предшествует «формированию души». Не будем
называть их гипотезами, так как они по причине своего шаткого положения не могут быть проверены.
2.2. Номопрагматическое (технологическое) знание
Кроме теоретической цели — приобрести знание законов — в большинстве наук преследуется и
другая цель — получить знание о практической применимости — номопрагматическое
(технологическое) знание. В психологии к этой исследовательской цели относится развитие методов
интервенции. Если номологическое знание позволяет объяснять события, то технологическое
исследование направлено на генерирование знания о том, как можно производить феномены и влиять
на них, то есть это знание привязывается к действиям. Высказывания подобного рода имеют
номопрагматическую форму: они описывают действия (T) и следствия действий (F) при определенных
исходных условиях (A): Если при исходных условиях A выполнить T, то с вероятностью P можно
констатировать следствия F. Приведем пример: при наличии моносимптоматической фобии (A) можно
констатировать редукцию фобических реакций в 70% случаев (F), если индивида, страдающего фобией,
экспонировать lege artis в ситуацию, вызывающую страх (T). На основе таких высказываний, которые
опираются на систематическое исследование следствий, формулируются технологические правила,
которые рекомендуют определенные действия, если при некоторых исходных условиях должны быть
достигнуты строго определенные цели: «Чтобы достичь F, рекомендуется при наличии исходных
условий A сделать T». В психотерапии технологические правила соответствуют структуре показаний к
психотерапии или рекомендаций (ср. Baumann & von Wedel, 1981).
В отличие от номологических высказываний технологические правила, являясь
рекомендательными предложениями (а не высказываниями), характеризуются не критерием
вероятности, а критерием эффективности. Критерий эффективности оценивает эффективность (=
пользу) относительно затрат (отношение затраты—польза). В методологии технологических наук, к
которым принадлежит исследование психотерапевтического воздействия, основной интерес
Hosted by uCoz