Navigation bar
  Print document Start Previous page
 615 of 947 
Next page End  

380.
McNally, R. J. (1987). Preparedness and phobias: A review. Psychological Bulletin, 101, 283-303.
Metalsky, G. I., Joiner, T. E., Hardin, T. S. & Abramson, L. Y. (1993). Depressive reactions to failure in
a naturalistic setting: A test of the hopelessness and self-esteem theories of depression. Journal of Abnormal
Psychology, 102, 101-109.
Morris, W. N. & Reilly, N. P. (1987). Toward the self-regulation of mood: Theory and research.
Motivation and Emotion, 11, 215-249.
Pekrun, R. (1988). Emotion, Motivation und Personlichkeit. Munchen: Psychologie Verlags Union.
Pekrun, R. (1992a). Expectancy-value theory of anxiety: Overview and implications. In D. G. Forgays,
T. Sosnowski & K. Wrzewsniewski (Eds.), Anxiety: Recent trends in self-appraisal, psychophysiological and
health research (pp. 23-41). Washington, DC: Hemisphere.
Pekrun, R. (1992b). The impact of emotions on learning and achievement: Towards a theory of
cognitive/motivational mediators. Applied Psychology: An International Review, 41, 359-376.
Reisenzein, R. (1983). The Schachter theory of emotion: Two decades later. Psychological Bulletin, 94,
239-264.
Robins, C. J. (1988). Attributions and depression: Why is the literature so inconsistent?
Journal of
Personality and Social Psychology, 54, 880-889.
Sarason, I. G. (Ed.). (1980). Test anxiety. Hillsdale, NJ: Erlbaum.
Scherer, K. R., Wallbott, H. G. & Summerfield, A. B. (1986). Experiencing emotion: A cross-cultural
study. Cambridge: Cambridge University Press.
Singer, J. (1978). Fantasie und Tagtraum. Munchen: Pfeiffer.
Weiner, B. (1985). An attributional theory of achievement motivation and emotion. Psychological
Review, 92, 548-573.
Weisse, C. S. (1992). Depression and immunocompetence: A review of the literature. Psychological
Bulletin, 111, 475-489.
Wenzlaff, R. M. (1993). The mental control of depression: Psychological obstacles to emotional
wellbeing. In D. M. Wegner & J. W. Pennebaker (Eds.), Handbook of mental control (pp. 239-257). Englewood
Cliffs, NJ: Prentice Hall.
30.3. Эмоциональные расстройства: интервенция
Кристоф Крайкер и Райнхард Пекрун
1. Введение
Об эмоциональных расстройствах говорят в том случае, если содержание, частота
возникновения, интенсивность и продолжительность определенных эмоций с общественной,
клинической и субъективной точек зрения являются неадекватными (см. главу 30.1). Из этого следует,
что терапевтическое влияние на нарушенные эмоции должно изменять эти вышеупомянутые свойства.
Однако представляется довольно сложным прямо влиять на эмоции. Если невозможно непосредственно
изменить какую-либо функцию, тогда пытаются модифицировать ее предшествующие условия.
Предшествующими условиями эмоционального поведения являются диспозиционные свойства
организма, с одной стороны, и текущие процессы, вызывающие эмоции, с другой. Вызывающие эмоции
процессы могут воздействовать на организм извне (внешние стимулы) или генерироваться
самостоятельно. Примерами генерированных самостоятельно пусковых процессов могут служить такие
когнитивные процессы, как представления и воспоминания о реальных или возможных событиях,
оценках, атрибуциях и прочем. Старая дискуссия о том, всегда ли оценки предшествуют эмоциям, как
настаивал Р. С. Лазарус (например, Lazarus, 1984), или последние могут быть вызваны и без
когнитивного опосредования (Zajonc, 1984; LeDoux, 1995; глава 30.2), возможно, сошла на нет,
поскольку сам Лазарус с некоторых пор признал существование автоматических и бессознательных
оценок (Lazarus, 1991a; 1991b). Понятие оценки в этом случае включает в себя довольно многое — от
взвешенных размышлений до абсолютно автоматического фильтрования раздражителей.
Целью терапевтических мероприятий является принципиальное изменение
предрасположенности к определенным реакциям; пытаются, например, достичь того, чтобы пациентка с
фобиями испытывала такое же (или немного больше) чувство тревоги в критической для нее ситуации,
что и другие люди. Это может быть приемлемым временным решением, если показать ей, каким
Hosted by uCoz