Navigation bar
  Print document Start Previous page
 616 of 947 
Next page End  

образом можно с большим успехом, чем это было до сих пор, избегать таких ситуаций; и это может
быть только временным решением, если подавлять тревогу лишь в момент ее возникновения, например,
за счет приема лекарств, дыхательных упражнений, релаксации и т. п. Диспозиции — это не действия, и
нельзя просто так решить, что они другие. Диспозиции, во всяком случае психические, изменяются в
ходе длительного процесса под влиянием определенных событий. Возникновение эмоций при наличии
соответствующих диспозиций контролируется за счет:
- восприятия релевантных для эмоций событий или действий (от простейших безусловных или
условных стимулов до сложных социальных ситуаций);
- реконструкции в памяти таких событий или действий или их воображаемого предвосхищения;
- оценки этих событий с помощью различных параметров, причем во всех моделях различаются
первичные и вторичные оценки, но концептуализируются эти различия по-разному (см. Lazarus, 1991;
главу 30.2). Симптоматический стресс в рационально-эмотивной терапии, напротив, означает
негативную реакцию на эмоциональные события, например, подавленность как следствие
предэкзаменационного страха или самообесценивание как следствие приступа ярости (Walen,
DiGiuseppe & Wessler, 1980);
- оценки собственных способностей справиться с требованиями события (копинг);
- соматических факторов, например, воздействия психоактивных веществ.
Мы здесь не имеем возможности подробно рассматривать различные концепции. В общем
можно констатировать, что при определенных обстоятельствах различные (перцептивные, когнитивные,
рефлексивные) диспозиции проявляются в ряде соответствующих актуальных процессов (например,
физиологической активации, автоматическом мышлении, фантазировании), которые в свою очередь
вызывают и поддерживают эмоциональный ответ, так что модификация эмоции должна происходить с
помощью модификации диспозиций, которые ведут к каузально релевантным предшествующим
условиям возникновения эмоций.
Перечислим здесь эти диспозиции с учетом некоторого дополнения схемы, сделанного Пекруном
(см. главу 30.2):
- предрасположенность к воздействию условных и безусловных рефлексов;
- стиль восприятия;
- переработка информации;
- каузальная атрибуция;
- Я-концепция и ожидание собственной компетентности;
- ожидания событий и значимость;
- соматические диспозиции.
Эти категории являются разработкой вышеназванных аспектов, но совпадают с ними лишь
отчасти, так как примененные модифицирующие техники всегда шире охватывают проблематику. Ниже
мы представим несколько техник изменения соответствующих диспозиций.
2. Воздействие за счет обусловливания и угашения
Условные и безусловные рефлексы могут быть изменены с помощью переобусловливания. В
случае безусловного рефлекса это может произойти (редкий случай!) за счет приобретения
несовместимого позитивного или аверсивного рефлекса, в случае условного рефлекса — за счет
угашения, будь то или в воображении (принцип функционального сходства воображения и восприятия),
или в реальности. Так как чистый рефлекс (какого бы вида он ни был) в эмоциональной сфере у
человека вряд ли может возникнуть изолированно (возможно, разве что у младенцев), поскольку всегда
имеет место комплексное взаимодействие с когнитивными процессами, суггестиями и т. д., то
применяемые методики переобусловливания интерпретировать сложнее, чем принято считать.
Наиболее близка по своему духу к таким методам систематическая десенсибилизация (Wolpe, 1958),
которая представляет собой мероприятия по релаксации, во время которой пациент представляет себе
вызывающие страх раздражители. С точки зрения теории научения это лучше всего интерпретируется
или как угашение и генерализация угашения при оптимизированных условиях, или как реципрокное
торможение (в понимании Вольпе), или как переобусловливание (реакции релаксации замещают
реакции тревоги). На самом деле механизм воздействия до сих пор неизвестен, так как речь может идти
также и о тренинге имплицитного преодоления, или о когнитивном переструктурировании в процессе
терапевтической беседы (клиент узнает, например, что у многих людей есть похожие проблемы, что он
не сумасшедший, что психотерапевт относится к нему с уважением, несмотря на наличие у него
Hosted by uCoz