Navigation bar
  Print document Start Previous page
 617 of 947 
Next page End  

проблем).
Таким образом, становится ясно, что даже узко специфичные техники интервенции могут влиять
на различные процессы. Это справедливо mutatis mutandis также и для других методик
переобусловливания, так называемого «наводнения» (flooding), при котором клиенты в течение
длительного времени (чаще всего до двух часов подряд) неоднократно подвергаются воздействию
вызывающих тревогу стимулов (Marks, 1969). Так, например, было установлено (van Hout, Emmelkamp
& Scholing; 1994), что при экспозиционной терапии панических расстройств с агорафобией количество
негативных высказываний о самом себе является лучшим предиктором терапевтического успеха.
Поэтому данные авторы предлагают не заканчивать терапию в тот момент, когда ослабнет субъективное
и физиологическое возбуждение, а продолжать до тех пор, пока не исчезнут негативные высказывания о
себе.
При исследовании нейрофизиологических основ тревоги Ле Ду (LeDoux) пришел к выводу, что
амигдала в лимбической системе играет основную роль. Ее влияние возможно непосредственно через
таламус или таламокортикальный тракт. «The thalamic pathway is sufficient for the rapid triggering of
emotion by simple stimulus features (as in simple conditioning), whereas the cortical pathway appears to be
needed for emotional reactions coupled to perceptually complex stimulus objects (as in differential
conditioning)» («Таламусный тракт пригоден для быстрого вызова эмоции с помощью простого вида
стимула (как при простом обусловливании), тогда как тракт коры головного мозга оказывается
необходимым для эмоциональных реакций, связанных с восприятием сложных стимулирующих
объектов (как при дифференциальном обусловливании)») (1995, Р. 213). Кроме того, эмоциональные
реакции могут возникать и без участия когнитивных систем; так, например, очень ранняя травма не
сохраняется в декларативной, сознательной памяти, так как ко времени ее возникновения необходимые
для нее структуры гипоталамуса еще не развились. Из этого следует, как показал Пекрун (см. главу
30.2), что в таких случаях терапия, восстанавливающая воспоминания, вероятно, мало эффективна.
Эмоциональные воспоминания, опосредованные амигдалой, тоже неустранимы, их можно только
кортикально затормозить. Он делает вывод: «The role of therapy may be to allow the cortex to establish
more effective and efficient links with the amygdala» («Роль терапии заключается, возможно, в том, чтобы
позволить коре устанавливать более эффективные связи с амигдалой») (указ. источ. Р. 229). Вопрос в
том, как это сделать. Показания к терапии остаются не ясными. Так, например, очень высоких
результатов при лечении булимии и агорафобии позволяет достичь простой метод «наводнения», хотя
эти расстройства возникают в довольно поздний период жизни и находятся под сильным влиянием
когнитивных процессов (Jansen, Broekmate & Heymans, 1992; Emmelkamp, 1994).
3. Воздействие за счет изменения восприятия
Несмотря на то что у людей «чистое» восприятие не может быть четко отделено от
интерпретации воспринятого, некоторые методы интервенции изначально нацелены на воспринимаемое
содержание. Таким образом, можно тренироваться в том, чтобы просто поддерживать восприятие
внешней реальности вместо концентрации внимания на вызывающих тревогу проприоцептивных
телесных ощущениях или негативных воображаемых процессах. Затем можно научиться в сложных
ситуациях (например, при сдаче экзаменов или публичных выступлениях) направлять восприятие не на
беспокоящие аспекты (см. прим. 30.3.1), а на содействующие и обеспечивающие уверенность аспекты
(т. е. не на скучающих слушателей, а на заинтересованных и приветливо смотрящих), причем в качестве
мер, снижающих тревогу, можно также использовать эротические или другие приятные стимулы.
В этой связи важно поведение, которое можно было бы назвать «фобической осцилляцией»:
постоянные колебания между применением и отменой вызывающих тревогу раздражителей.
Представьте себе женщину с фобией пауков, которая постоянно ищет глазами пауков, но закрывает их с
отвращением и ужасом, как только замечает паука. Здесь имеет место следующий механизм:
вызывающая тревогу ситуация является проблемой, к которой необходимо повернуться лицом, чтобы ее
можно было решить, но от которой нужно еще и отвернуться, так как она вызывает сильную тревогу.
Возможным последствием является постоянное движение по замкнутому кругу: нельзя не возвращаться
к этой проблеме, поскольку она не решена, и она не может быть решена, так как от нее все время
отворачиваются. В психогигиенической повседневной прагматике может быть вполне полезной помощь
в избегании восприятия (вид проксимального контроля над стимулом): «Не смотри вниз», говорят
альпинисту или кровельщику. Хотя в психологической интервенции и могут возникать такие случаи,
когда целесообразно применить подобный прием (например, во время вышеупомянутого публичного
Hosted by uCoz