Navigation bar
  Print document Start Previous page
 619 of 947 
Next page End  

антиципирующие пробные действия. Особо значимыми в клинико-психологической сфере являются
фантазии о грядущих катастрофах и фантазии о предстоящих неудачах и поражениях, разновидность
предчувствия тревоги, оборотная сторона предвкушения радости. Большинству людей хорошо знакома
«неспособность отключиться» (в равной степени как от мыслей, так и от фантазий), когда, например, по
ночам предвосхищаемая тревога перед наступающим днем мешает человеку заснуть. Обыденной
психологии хорошо знакомы и возможности неспецифического воздействия: занятие чем-то простым и
знакомым, что поглощает его настолько, что беспокойная фантазийная деятельность прекращается. К
числу таких методик относятся мантры (постоянное повторение определенных бессмысленных или
осмысленных звуков), произнесение одних и тех же молитв (например, с четками или литаниями),
формулы аутогенного тренинга тоже способны оказывать аналогичное воздействие. Целью
специальных клинико-психологических мероприятий являются не столько сами фантазии, сколько
репрезентированные через них угрозы. Здесь подходят любые стратегии, способствующие развитию
навыков тестирования реальности и умению взаимодействовать с этими угрозами.
Наряду с этим интерес представляют формальные дефекты переработки информации, те
«логические ошибки», которые Аарон Бек посчитал ответственными за возникновение депрессивного
настроения и взаимосвязанных с ним страхов. Здесь речь идет о дефектах индуктивного мышления. Бек
и Гринберг (Beck & Greenberg, 1979) описали пять типов (см. главу 30.2): произвольные
умозаключения, избирательное абстрагирование, сверхгенерализация, максимизация (негативных
аспектов реальности) и минимизация (позитивных аспектов), а также персонализация.
Такие неверные стратегии выведения умозаключений могут быть причиной возникновения не
только депрессивного настроения и способов поведения, но и тревоги, ярости, гнева и других
эмоциональных состояний. Соответствующая терапия является рационально-объяснительной: «Однако
психотерапевт не должен с самого начала предполагать, что умозаключение пациента неверно, он еще
пытается убедить его на основе своего собственного восприятия фактов в том, что он не прав. Он
использует „сократовский“ метод постановки вопросов (небольшой пример можно найти в главе 31.3),
чтобы пациенты делали самостоятельные высказывания о фактах, способные привести к правильным
умозаключениям» (Beck & Greenberg, 1979) (прим. 30.3.2).
Примечание 30.3.2. Исследование относительной эффективности когнитивной терапии и метода,
основанного на модификации поведения (Wilson, Goldin & Charbonneau-Powis, 1983)
Постановка вопроса
Авторы задались целью выяснить, какой из методов интервенции при депрессивных
расстройствах более эффективен — когнитивная терапия или модификация поведения. Исходным
пунктом стала критика прежних сравнительных исследований, в которых терапевтические условия
когнитивных и поведенческих форм терапии оказывались не сопоставимы друг с другом; так, например,
они различались по своей интенсивности и типу (групповая или индивидуальная терапия). Была
предпринята попытка помимо содержания самой терапии исследовать и другие релевантные для успеха
факторы.
Методы
-
Выборка. Выборка состояла из 25 взрослых жителей Сиднея с униполярной депрессией,
вызвавшихся участвовать в терапевтической программе. Восемь из них прошли курс когнитивной
терапии, восемь — участвовали в программе модификации поведения и 9 вошли в «ожидающую»
группу, т. е. послужили контрольной группой.
-
Интервенция. Когнитивная терапия состояла из 8 индивидуальных сеансов, во время которых в
соответствии с рекомендациями Бека (Beck et al., 1979), прежде всего, идентифицировались, а затем
критически обсуждались негативные стили переработки информации. Одновременно клиенты должны
были ежедневно записывать свои мысли и настроения с помощью соответствующих листов частоты
возникновения и таким образом осознавать связь мышления и эмоций. Во время проведения
поведенческой терапии, также состоявшей из восьми индивидуальных сеансов, а) обсуждались
типичные способы поведения клиента; б) между сеансами предлагалось выполнить какое-либо
приятное действие (например, позвонить другу). Кроме того, клиенты, в) как и при когнитивной
терапии, ежедневно в письменном виде регистрировали свое настроение, но вместо когниций они
фиксировали соответствующие выполненные действия.
Метод исследования
В качестве инструментов измерения успеха терапии служили: шкала депрессии Бека (Beck,
1978); опросник иррациональных убеждений; опросник для регистрации настроения, а также оценка
Hosted by uCoz