Navigation bar
  Print document Start Previous page
 622 of 947 
Next page End  

ориентированный на поведение «копинг» и когнитивное переструктурирование, очень близки друг к
другу.
Чтобы избежать односторонности, стоит упомянуть еще и о «депрессивном реализме» («der
depressive Realismus»). Согласно этой теории, люди с депрессией более реалистично оценивают степень
контролируемости ситуации и собственное социальное поведение, нежели нормальные люди, которым
свойственно оптимистически искажать восприятие. Обоснование этой гипотезы и эмпирическую основу
предоставили, например, Аллой и Абрамсон (Alloy & Abramson, 1979; 1988), а также Левинсон,
Мишель, Чаплин и Бартон (Lewinsohn, Mischel, Chaplin & Barton, 1980); против нее выступили
Дженнинг, Клинберг и Энгердинг (Janning, Klingberg & Engerding, 1993). Как это часто бывает, здесь
еще не сказано последнее слово.
7. Воздействие за счет изменения ожиданий событий и значимостей
Ожидания это та субъективная вероятность, с которой при определенных условиях
произойдет то или иное событие, значимость — оценка этих событий. Аверсивные эмоции могут
возникать в том случае, если событиям приписывается нереалистично высокая вероятность наступления
и одновременно дается неправомерно негативная оценка (см. главу 30.2). Интервенция опять-таки
может быть когнитивной или конкретной; так, человеку, боящемуся авиаперелетов, можно привести
разумные доводы и показать, что поездки на автомобиле, которых он не боится, объективно являются
более опасными, чем полеты на самолете. Пациентов можно также вновь поместить в вызывающую
страх ситуацию и тем самым дать им возможность приобрести опыт и понять, что никаких опасных
последствий не возникает или они не столь уж плохи, как ожидалось. Это может происходить
постепенно (десенсибилизация in vivo) или с помощью длительной конфронтации («наводнение»), как
это уже было показано в связи с техникой переобусловливания. Речь идет о такой же стратегии, как и
ранее описанная, но ее механизм воздействия интерпретируется иначе (а именно когнитивно).
Здесь становится очевидной общая проблематика употребления терминологии когнитивных
теорий: ключевые понятия в первую очередь применимы к мыслительным явлениям, и поэтому в
качестве адекватной интервенции рекомендуется логическая аргументация, хотя установки, убеждения,
Я-концепция и тому подобное можно изменить и за счет непосредственного опыта, т. е. без
дискурсивных рефлективных процессов. Фактически и тренинг поведения относится к стандартному
репертуару психотерапевтов, работающих в рамках когнитивной психологии (Бек, Эллис, Селигман). С
прагматической точки зрения это вполне разумно, но затрудняет оценку относительной эффективности
когнитивных методов в узком смысле по сравнению с поведенческими.
8. Воздействие за счет изменения соматических факторов
Необходимо признать, что соматическая предрасположенность к сильному эмоциональному
возбуждению способствует возникновению эмоциональных расстройств, например эмоциональной
лабильности или «нейротизма» по Айзенку (Eysenck, 1957). Мы здесь имеем дело с диспозициями
второго порядка (Kraiker, 1980), т. е. с готовностью относительно легко и быстро развить диспозицию к
условным тревожным реакциям.
Аргументы, которые выдвигает Селигман (Seligman, 1971) и которые говорят в связи с
возникновением определенных фобий в пользу существования похожей, названной им «preparedness»,
предрасположенности, могли вызвать такой интерес только в бихевиористской среде, что и имело
место. Средства для изменения такой предрасположенности неизвестны, но можно изменить
неспецифические последствия, эмоциональную возбужденность, которая проявляется как гнев, ярость,
агрессивность, тревога и, наконец, как физиологические и морфологические последствия. Механизм
воздействия таких мероприятий в конечном счете неизвестен, но существует ряд прагматичных
надежных техник ослабления соматического возбуждения, которые можно было бы использовать или
отдельно, или в контексте длительных психотерапевтических мероприятий. Сюда относятся:
аутогенный тренинг (Vaitl, 1993), прогрессивная релаксация мышц (Ohm, 1992; Hamm, 1993), а также
такие медикаменты, как, например, бензодиазепины, причем возникает сложный и плохо
распознаваемый эффект взаимодействия (Telch, Agras, Taylor, Roth & Gallen, 1985).
С одной стороны, могут быть прямые воздействия, которые можно рассматривать в связи с теми
теориями эмоций, которые приписывают каузальную релевантную роль или даже необходимую
функцию при генезе эмоций (например, Zajonc, 1980) неспецифическому возбуждению или активации
Hosted by uCoz