Navigation bar
  Print document Start Previous page
 625 of 947 
Next page End  

Seligman, M. E. P. (1975). Helplessness: On depression, development, and
death. San Francisco:
Freeman.
Seligman, M. E. P., Abramson, L Y., Semmel, A. & von Baeyer, C. (1979). Depressive attributional
style. Journal of Abnormal Psychology, 87, 165-179.
Telch, M. J., Agras, W. S., Taylor, C. B., Roth, W. T. & Gallen, C. C. (1985). Combined
pharmacological and behavioral treatment for agoraphobia. Behavior Research and Therapy, 23, 325-335.
Ullrich de Muynck, R. & Forster, T. (1974). Selbstsicherheitstraining. In Ch. Kraiker (Hrsg.), Handbuch
der Verhaltenstherapie (S. 351-368). Munchen: Kindler.
Vaitl, D. (1993). Autogenes Training. In D. Vaitl, & F. Petermann (Hrsg.), Handbuch der
Entspannungsverfahren (Band I: Grundlagen und Methoden, S. 169-206). Weinheim: Psychologie Verlags
Union.
van Blakom, A. J., van Oppen, P., Vermeulen, A. W. & van Dyck, R. (1994). A meta-analysis on the
treatment of obsessive compulsive disorder: a comparison of antidepressants, behavior, and cognitive therapy.
Clinical Psychology Review, 14, 359-381.
van Hout, W. J., Emmelkamp, P. M. & Scholing, A. (1994). The role of negative self-statements during
exposure in vivo. Behavior Modification, 18, 389-410.
Walen, R. S., DiGuiseppe, R. & Wessler, R. L (1980). A practioner's
guide to Rational-Emotive
Therapy. Oxford: Oxford University Press.
Wilson, P. H., Goldin, J. C. & Charbonneau-Powis, M. (1983). Comparative efficacy of behavioral and
cognitive treatments of depression. Cognitive Therapy and Research, 7, 111-124.
Wolpe, J. (1959). Psychotherapy by reciprocal inhibition. Stanford: Stanford University Press.
Zajonc, R. B. (1984). On the primacy of affect. American Psychologist, 39, 117-123.
Zajonc, R. B. (1980). Feeling and thinking: Preferences need no inferences. American Psychologist, 35,
151-175.
Глава 31. Мотивационные расстройства
31.1. Классификация и диагностика
Райнхард Пекрун
1. Понятие мотивации
Традиционно мотивация всегда определялась как психическая «сила», лежащая в основе
направленности, интенсивности и устойчивости поведения (Heckhausen, 1989). Но с развитием
когнитивного направления в науке это гипотетически-абстрактное понятие мотивации в последние годы
было конкретизировано. Под мотивацией стали понимать определенные, подготавливающие действия
когниции, прежде всего желания и намерения совершить какие-либо действия (Gollwitzer, 1996; Pekrun,
1988). Кроме того, необходимо принимать во внимание возможность несознательной активации
программ поведения (которые, например, могут лежать в основе ненамеренно-спонтанной перемены
темы разговора в ходе непринужденного общения; ср. Norman & Shallice, 1986; Sokolowski, 1996). В
этом смысле можно различать декларативную мотивацию (желание выполнить какие-либо действия,
намерения) и процедурную мотивацию (активированное состояние хранящихся в памяти программ
поведения).
Правда, в немецкоязычных странах понятие мотивации часто употребляется и в более узком
смысле, в соответствии с которым когнитивные процессы формирования намерения совершить
действие рассматриваются как мотивация, а намерения и контроль над их реализацией, напротив, как
«воля» (Volition) (см. Kuhl & Heckhausen, 1996).
Различаемые по своему содержанию виды мотивации нацелены на различные действия или их
цели. Наиболее важными являются прежде всего четыре больших, отчасти пересекающихся
содержательных класса человеческой мотивации: а) мотивация, обусловленная потребностями
(мотивация, направленная на удовлетворение потребностей организма, таких как голод, жажда,
потребность во сне и т. д.); б) социальная мотивация (например, мотивация к близости с другими
людьми, применению власти, агрессии или просоциальным отношениям); в) мотивация достижения; г)
мотивация, отнесенная к самому себе (например, мотивация, направленная на реализацию целей,
Hosted by uCoz