Navigation bar
  Print document Start Previous page
 629 of 947 
Next page End  

мотивации. Необходимо различать соматические структуры, с одной стороны, и когнитивные
структуры (хранящиеся в памяти системы знаний, убеждений и действий), с другой стороны.
Для возникновения желаний совершить какое-либо действие существенными являются
хранящиеся в памяти убеждения о целях, ожиданиях и значимости. Со стороны личности они лежат в
основе формирования определяющих мотивацию целей, ожиданий и значимости. Также и Я-концепция
(например, представления о собственных способностях совершить данное действие), и каузальные
убеждения (например, о результатах действия) при этом могут играть существенную роль. В
дополнение к этому для возникновения намерений важны хранящиеся в памяти эвристики и
планирование поиска решения и формирования намерений (см. Kuhl, 1983; Pekrun, 1988; Goschke, 1996).
Наконец, особую роль играют такие хранящиеся в памяти намерения, которые до сих пор не были
реализованы и могут быть вновь активированы в качестве актуальных намерений при соблюдении
соответствующих ситуационных условий (Gollwitzer & Malzacher, 1996).
3. Актуальные внутренние пусковые процессы. В основу актуального формирования мотивации
могут быть положены следующие типы текущих внутренних процессов.
Когниции. Декларативная мотивация может основываться на более или менее
дифференцированных размышлениях о целях и действиях, которые затем ведут к формированию
желаний и намерений выполнить действие. Формирование мотивации, основывающееся на когнициях,
можно назвать рефлективным, а некогнитивный генез мотивации — как нерефлективный.
Восприятие. Декларативная мотивация в большинстве случаев может быть также активирована и
непосредственным восприятием ситуации. Это объясняется тем, что рефлективное образование
мотивации становится привычным (происходит габитуализация) при сходных ситуациях
(автоматизация и последующее укорочение когнитивных, создающих мотивацию процессов вплоть до
того, что восприятие ситуации и желание или намерение совершить действие в конце концов
«замыкаются друг на друга», например, каждый раз, завидев знакомого, человек тут же испытывает
желание перейти на другую сторону улицы). И для процедурной мотивации справедливо то, что она
зачастую вызывается посредством восприятия (например, человек бездумно берет сигарету, если она
есть в поле его зрения, так как активировалась программа поведения «курение»).
Чувства. Собственно эмоции (тревога, злость, радость и т. п.) и такие переживания, как боль,
голод, жажда могут способствовать, с одной стороны, рефлективному формированию мотивации (см.
ниже). А с другой стороны, они, вероятно, так же как и восприятие за счет габитуации или на
врожденной основе могут непосредственно вести к мотивации.
Физиологические процессы. Для нейрогормональных и других физиологических процессов тоже
предполагается, что они оказывают влияние на «обычную» и нарушенную мотивацию, хотя
исследование этого вопроса началось совсем недавно (см. Boller & Grafman, 1993; Tucker & Williamson,
1984).
Наконец, мотивация может приводить к поведению, которое, в свою очередь, оказывает обратное
влияние на формирование мотивации: поведение и его результаты воспринимаются и
интерпретируются; это ведет к новым ожиданиям, создающим мотивацию, и оценкам значимости,
лежащим в основе формирования обновленной мотивации. Таким образом, и здесь — как и в сфере
эмоций — необходимо исходить из взаимосвязи между текущими величинами, мотивацией и ее
последствиями (Pekrun, 1988).
2. Мотивационные расстройства и расстройства действий: актуально-генетическое
описание и объяснение
Мотивационные расстройства и расстройства действий объясняются тем, что в одном или
нескольких местах нарушается мотивационный процесс. Понимание мотивационных расстройств,
таким образом, имеет своим условием понимание частных мотивационных процессов. Ниже будет
рассмотрен в первую очередь нормальный и нарушенный процесс декларативной и процедурной
мотивации. Затем будет предпринята суммарная категоризация отдельных форм мотивационных
расстройств. В качестве примера имеющихся, чаще всего упрощенных подходов к мотивационным
расстройствам обсуждается пересмотренная теория выученной беспомощности и депрессии Селигмана.
2.1. Частные мотивационные процессы и их возможные нарушения
Процессы декларативной мотивации, несколько огрубляя, можно разбить на пять фаз: 1)
Hosted by uCoz