Navigation bar
  Print document Start Previous page
 63 of 947 
Next page End  

субъективного, случайного и неконтролируемого опыта и не имеет никакого систематического
научного обоснования.
О номопрагматических, номологических или сингулярных научных гипотезах мы будем
говорить тогда, когда имеются в виду генерализованные предположения о теоретической или
практической взаимосвязи или предположения по поводу отдельных фактов, и все эти предположения
можно проверить, все они основаны на имеющихся знаниях или не противоречат последним и не
являются семантически пустыми (ср. Bunge, 1967a, 1985). Предположение, например, о том, что
посредством систематической десенсибилизации можно редуцировать страх, прежде всего является
номопрагматической (технологической) гипотезой. В том объеме, насколько это предположение было
подтверждено эмпирически, оно может рассматриваться как номопрагматическое (технологическое)
знание, которое понимается как принципиально проверяемое.
О номопрагматическом (технологическом), номологическом или сингулярном обыденном
знании мы говорим тогда, когда имеются в виду предположения о взаимосвязях, так сказать, «частного
характера», иными словами — субъективные убеждения, которые укладываются не в научную
теоретическую сеть, а в сеть повседневных теорий и повседневного же опыта. Обычно они
недостаточно проверяемы, и люди исповедуют их с субъективной уверенностью, без какого-либо
научного подтверждения. И наконец, под авторитетными мнениями мы (Westmeyer, 1976) понимаем
технологические или номологические мнения, которым учат и которые пропагандируются
авторитетами под видом общих истин, несмотря на то что эти истины основаны исключительно на
частном опыте или неконтролируемых коллективных переживаниях.
В таблице 4.1 обобщены разные типы знания и источники их обоснования или стандарты знания.
Таблица 4.1. Матрица типов знания и источников обоснования с примерами
Проблема обоснования (стандарты знания)
Тип знания
Контролируемый научный
опыт (ведет к научному
знанию)
Субъективный
повседневный опыт (ведет
к обыденному знанию)
Идеологии/мифы
(риторика/традиция)
Номологическое
знание
Закон классического
кондиционирования
«Каков господин, таков и
слуга»
Учение о перерождении
Технологическое
знание
Методы экспозиционной
терапии
«Кто хочет великого,
должен собраться с
силами» (Гете)
Методы первичной
терапии
Сингулярное
фактическое знание распределение одного
Эпидемиологическое
расстройства в одной
выборке
«В этом классе ученики
сегодня очень рассеянны»
Миф творения
4. Психотерапевтические методы как технологические правила
В обыденной речи мы понимаем под «психотерапией» или некоторое множество методов,
которые описывают либо рекомендуют психологические средства для устранения психических
проблем, или практическую деятельность людей, применяющих такие методы. Это различие
соответствует различию технологических правил и психологической практики. Психотерапевтические
методы можно интерпретировать как технологические правила в том случае, если описание методов
содержит следующую информацию: (1) для каких проблемных исходных состояний и диагнозов, (2) для
каких терапевтических целей и (3) какие психотерапевтические действия рекомендуются. К
проблемным исходным состояниям и диагнозам принадлежат также дифференциальные признаки
личности, условия окружающей среды и т. д., которые имеют большое значение при выборе
интервенции. Рекомендованные терапевтические действия могут варьировать от простых до самых
сложных интервенций. Они должны быть в принципе стандартизированы, если понимать под
стандартизацией не детерминированную ригидную последовательность действий, а ясные и понятные
принципы действий, то есть правила и эвристику. Психотерапевтические пособия, или руководства,
представляют собой системы описаний таких принципов терапевтических действий для решения
конкретных проблем. Главный критерий их качественности — это обеспечение такой информацией,
которая может гарантировать, что разные терапевты, применяя одно и то же руководство, будут
одинаково действовать при решении строго определенной проблемы (Task Force, 1995).
Hosted by uCoz