Navigation bar
  Print document Start Previous page
 631 of 947 
Next page End  

На основе информации об ожиданиях и значимости формируются более или менее интенсивные
желания выполнить соответствующее действие (Heckhausen & Kuhl, 1985). В соответствии с теорией
«ожидания—значимости» предполагается, что этот процесс протекает субъективно и
«целерационально»: действие стремятся совершить в том случае, если оно связано с позитивными
ожиданиями цели и позитивной значимостью цели и действий; и к нему стремятся тем сильнее, чем
выше соответственно ожидания и значимость.
Расстройства мотивационного процесса. В этой фазе также может произойти преждевременное
прекращение или чрезмерное, связанное с фиксацией на актуальном положении вещей растяжение во
времени соответствующих частных процессов. В обоих случаях причиной может быть негативная
метамотивация. При действиях, связанных с тревогой, такая метамотивация в смысле избегания тревоги
нацелена или на то, чтобы избежать подобных размышлений о соответствующих действиях, или на то,
чтобы по возможности затянуть намечающиеся решения.
Недостаток желаний и избыток желаний. Недостаток желаний может возникать из-за
дефицита значимости, из-за негативных ожиданий или при отсутствии завершения фазы активизации
(см. выше). В качестве примера можно назвать пребывание в депрессивном настроении при отсутствии
желания совершать какие-либо действия, основанное на представлении, что действия не приведут к
улучшению ситуации. Чрезмерные желания совершения действий могут возникать, помимо прочего, и
из-за представлений о чрезмерной значимости (например, патологические влечения).
Образование нереалистичных и иррациональных желаний. Желания могут содержать
нереалистичные ожидания относительно достижения цели; в этом заложено возникновение
последующих проблем. Кроме того, может быть так, что единицы субъективной информации об
имеющихся ожиданиях и значимости неадекватно сопоставляются друг с другом, что приводит к
возникновению субъективно иррациональных желаний (Pekrun, 1988). Часто случается так, что мысли
об амбивалентных действиях и целях из-за имеющейся негативной значимости (например, связанной с
тревогой) избегаются (негативные метакогниции; см. выше). Это может привести к субъективно не
желаемым, преждевременным задачам.
2.1.3. Выбор между желаниями выполнения действий: формирование намерения
Если сформировалось желание совершить некоторое действие, необходимо «перейти Рубикон»
(Gollwitzer, 1996): необходимо решить, перейдет ли оно в субъективно обязывающее намерение. При
этом оно зачастую конкурирует с другими желаниями, которые не могут быть одновременно
реализованы (конфликт желаний).
Теории «ожидания—значимости» обычно предполагают, что
подобные конфликты решаются таким образом, что выполняется только желание с наиболее высокой
комбинацией значимости и ожидания. Правда, существуют также и другие возможности (см. также
Heckhausen & Kuhl, 1985). Например, реализация определенных желаний может быть отложена
(формирование намерения и его хранение в памяти «про запас»; Gollwitzer & Malzacher, 1996). В этой
важнейшей фазе могут возникать следующие проблемы.
Расстройства мотивационного процесса. С одной стороны, они могут состоять в том, что
формирование намерения протекает неадекватно быстро и нерефлективно. Это может привести к
слабым, слишком мало дифференцированным или даже нереалистичным намерениям
(«импульсивность»). С другой стороны, здесь также существует описанная выше возможность
избыточной персеверации (чрезмерная фиксация на актуальном положении вещей).
Избыток или недостаток намерений. Избыток или недостаток намерений может первоначально
основываться на уже имеющемся недостатке или избытке соответствующих желаний выполнения
действий. Недостаток может возникнуть также в том случае, если имеющиеся желания не переводятся в
намерения из-за чрезмерной фиксации на актуальном положении вещей. Клинически релевантной
составной частью такой фиксации является неспособность принять решение относительно
несовместимых желаний выполнения действий (конфликт желаний).
Классическим примером является простой и двойной конфликт приближения-избегания (Lewin,
1938; Miller, 1959). При простом конфликте такого рода из-за сосуществующей позитивной и
негативной значимости, с одной стороны, к ситуации или действиям стремятся, а с другой стороны, их
опасаются (пример: первое свидание с представителем другого пола у социально тревожных молодых
людей). При двойном конфликте приближения—избегания индивид не может сделать выбор между
двумя альтернативами действия (например, двумя возможными профессиями), так как преимущества и
недостатки обоих вариантов не очевидны, т. е. имеют одинаково сильную позитивную и негативную
Hosted by uCoz