Navigation bar
  Print document Start Previous page
 644 of 947 
Next page End  

детерминант, а именно наличие или отсутствие информации, мотивации и поведенческих навыков.
После того как в многочисленных исследованиях были подтверждены корреляционные взаимосвязи
(Fisher & Fisher, 1992; Fisher, Fisher, Williams & Malloy, 1994), для каждой из этих компонент были
разработаны специальные методы интервенции и проверена их эффективность с точки зрения
изменения сексуального поведения, являющегося фактором риска (Fisher, Fisher, Misovich, Kimble &
Malloy, 1996). Мотивация здесь включает два аспекта: собственная установка к способам поведения,
которые могут уменьшить риск ВИЧ-инфицирования (в основном использование презервативов), а
также предполагаемые установки и нормы релевантной референтной группы. Интервенция, нацеленная
на эти установки, включает три компонента:
1. Дискуссии, проводимые в малых группах, в которых открыто высказываются и обсуждаются
отвергаемые установки с целью формирования позитивных альтернатив (например, использование тех
презервативов, которые меньше других снижают ощущения; представление того факта, что
использование презервативов в большей степени является знаком расположения, чем отказ от его
использования).
2. Дискуссии в больших группах, в которых малые группы могут представлять и
пропагандировать свои предложения. Таким образом, должно стать ясно, что идеал сексуального,
избегающего риска поведения все больше и больше завоевывает сторонников.
3. Просмотр профессионально снятого видеофильма «Люди, такие же как мы», в котором
повествуется о шести похожих на зрителей лицах, оказавшихся инфицированными ВИЧ. Это «...social
comparison others in the video attempt to influence attitudes toward safer behaviors by stressing that the
discomforts of condom use are miniscule compared with the real-life catastrophes they have experienced with
HIV and AIDS, and also suggest that it is becoming progressively more normative and expected to practice
safer sex» («...социальное сопоставление себя с другими лицами с помощью видео имеет своей задачей
повлиять на отношение к безопасному способу поведения, поскольку подчеркивается, что неудобство
использования презервативов является минимальным „злом“ по сравнению с той катастрофой, которую
они испытали в реальной жизни в виде ВИЧ-инфекции и СПИД, и предполагается, что было бы весьма
полезно, если бы практика „безопасного" секса стала бы нормой поведения» (пер. с англ.) Fisher et all.,
1996, S. 118).
Авторы сообщают о значительных успехах, зарегистрированных в двух исследованиях
терапевтических эффектов. Правда, относительный вклад каждого из трех компонентов интервенции
при этом не выявлялся.
5. Ситуационные условия
Контроль над стимулами. Типичной сферой применения контроля над стимулами являются
укоренившиеся привычки в связи с патологическими влечениями, зависимым поведением и социально
неприемлемой импульсивностью. При контроле над стимулами речь идет о том, чтобы избежать
факторов, вызывающих такие по большей части автоматически протекающие процессы, или
соответствующих объектов (другой стратегией является прерывание процесса после того, как он
начался): например:
-
при проблемах с алкоголем:
не держать дома алкогольных напитков, не посещать пивных,
избегать рекламы алкоголя так долго, как это возможно;
-
при переедании:
держать в холодильнике только соответствующие необходимые продукты
питания, не читать поваренных книг и рецептов в журналах;
-
при затруднениях в учебе:
не читать увлекательных романов в комнате для занятий, никаких
газет, журналов, никакого телевидения, работать только в местах, где ничего другого нельзя делать и
где работают другие (например, в библиотеках), не отвечать на телефонные звонки;
-
при зависимости от психотропных веществ:
никаких поисков «сцены» («Szene»), поменять
место жительства;
-
при зависимости от никотина: делать сигареты доступными только в определенное время или
совсем убрать из квартиры, не находиться рядом с курящими, отвернуться, если герой кинофильма
закурил сигарету.
В качества примера контроля над стимулами можно описать программу, которая применяется
для редукции некоторых форм поведения типа А, а именно еды наспех. В рамках амбулаторной
интервенции были выработаны шесть правил поведения, которые не только привели к увеличению
времени, которое пациенты тратили на еду и отдых, но также и к клинически значимому уменьшению
Hosted by uCoz