Navigation bar
  Print document Start Previous page
 646 of 947 
Next page End  

затем семидесятидневная когнитивная терапия и г) исследование, проведенное через шесть месяцев
после окончания лечения. Во время фазы поведенческой терапии проводилась программа, в процессе
которой Эл получал баллы («tokens»), если проявлял активность, относящуюся к учебе и повседневным
делам (за поиск информации, касающейся учебы, преследование ежедневных учебных целей, приход на
назначенные встречи и т. п.). С помощью жетонной системы Эл мог обменять выигранные баллы на
приятный подкрепляющий стимул. Во второй фазе лечения эта поведенческая программа была
заменена когнитивно ориентированным контрактом, в соответствии с которым Эл обязывался: а)
каждый приступ самокопания сразу же когнитивно реструктурировать, т. е. записывать «пусковые»
события, чувства, мысли и свою рациональную интерпретацию событий; б) ежедневно «выдавать» себе
позитивные самоподкрепления, которые состояли в чтении позитивных высказываний о самом себе; и
в) будучи в расслабленном состоянии, представлять себе с помощью самоинструктирования совладание
с различными стрессовыми ситуациями.
Метод исследования
В ходе исследования, проводившегося до и после лечения, определялись частота возникновения
и интенсивность негативных мыслей, депрессивных аффектов и общий объем депрессии (с помощью
шкалы депрессии Бека; Beck, 1978). Интенсивность и частота возникновения мыслей ежедневно
регистрировались во время фазы лечения Эла, а аффекты и депрессия регистрировались не только с
помощью самоотчетов, но и с помощью внешней оценки, в частности оценки его товарищей по
комнате.
Результаты
Во время (относительно короткой) фазы поведенческой терапии еще не было замечено
значительного снижения частоты возникновения и интенсивности негативных мыслей; но после нее
значения депрессивного мудрствования сильно упали. Этот прогресс, особенно относительно параметра
интенсивности, сохранился и через шесть месяцев после лечения. Наряду с этим и показатели
депрессивного, тревожного и недружелюбного настроения, как депрессии в целом, в катамнестическом
исследовании были заметно ниже, чем до начала лечения. Это отмечалось как в самоотчетах Эла, так и
во внешних оценках.
Дискуссия. Длительное мудрствование можно рассматривать как составную часть чрезмерной
фиксации на актуальном положении вещей с последствиями в виде сниженной мотивации и
соответствующих (о чем Эл также сообщал) дефицитов действий. Это исследование отдельного случая
заболевания показывает, что такая фиксация на актуальном положении вещей может быть устранена с
помощью техник поведенческо-когнитивного контроля над мыслями и подкреплением, с
благоприятными последствиями для общей депрессивной картины симптомов. Правда, необходимо
отметить, что предполагаемые мотивационные и поведенческие последствия терапии не
регистрировались в дифференцированном виде, а только с помощью глобальной шкалы депрессии Бека.
Кроме того, необходимо подчеркнуть, что хотя в этом исследовании и упомянуто о рассказанной Элом
семейной проблематике, но далее она не была ни исследована, ни задействована при лечении. В этом
случае неясной осталась также и опасность семейно обусловленного депрессивного рецидива.
---
Кроме того, мотивацию к определенному поведению (например, приему пищи в случае нервной
анорексии) можно повысить за счет того, что доступность подкрепляющих стимулов с высокой
значимостью (например, социальных контактов) ставится в зависимость от этого поведения, причем
значимость новых вводимых подкрепляющих стимулов можно повысить за счет предварительной
депривации (Hsu, 1986) (см. прим. 31.3.2).
6. Воздействие на актуальные внутренние пусковые и регуляторные процессы
Тренинг самоинструктирования. Нарушения внутренней регуляции возникают, например, при
расстройствах контроля над импульсами (см. главу 31.2). Мейхенбаум и Гудман (Meichenbaum &
Goodman, 1971) описали программу улучшения способностей к саморегуляции у детей с нарушением
внимания и гиперактивностью. Сложные действия управлялись сопутствующими инструкциями самому
себе. Психотерапевт сначала сам показывал соответствующее поведение и громко произносил
самоинструкции, так чтобы ребенок мог их слышать. Затем ребенок должен был выполнить действия в
соответствии с громко произносимыми психотерапевтом инструкциями, на следующем этапе ребенок
сам произносил инструкции громким голосом и осуществлял соответствующие действия, наконец, он
Hosted by uCoz