Navigation bar
  Print document Start Previous page
 649 of 947 
Next page End  

выгод от болезни, если они играют большую роль при поддержании расстройства, иначе все усилия
могут пойти прахом. Далее, важной является роль, которую играет пациент со своим расстройством в
своем социальном окружении, особенно в контексте семьи. Член семьи, у которого имеется
расстройство, может не только довести семью до кризиса, но также и сплотить ее; в этом отношении
успешная терапия может нанести вред этому сплочению. Схожим образом полученные за счет
терапевтических мероприятий свобода и независимость угрожают родителям или партнеру, так как они
боятся потерять до сих пор хорошо контролируемого индивида. Возможным последствием во всех этих
случаях может быть саботаж терапевтических усилий со стороны важнейших значимых для клиента
лиц, что может вынудить его в конце концов к саботажу терапии или ее прекращению. Предупреждение
такого развития событий за счет включения партнера или семьи в процесс лечения является основной
заботой так называемой системной супружеской или семейной терапии (Satir, 1973; Stierlin, 1975; Haley,
1977; Hoffmann, 1982), которая определяет в качестве объекта интервенции потребности «общей
системы». Если клиент обращается за терапевтической помощью не по собственной инициативе, а
только под давлением окружения, в крайнем случае — по решению суда (например, при сексуальном
злоупотреблении по отношению к детям, зависимости от психоактивных веществ или, как это было
раньше в некоторых странах, при мужской гомосексуальности), то успех терапии сомнителен, если с
самого начала не удастся пробудить мотивацию к терапии. Одной из возможностей является
проведение анализа «затраты—польза» (cost-benefit analysis), при котором в виде таблицы собираются
различные альтернативы действий и их ожидаемые достоинства и недостатки, что должно показать
пациентам их будущее в случае лечения или отсутствия лечения. Эти методы используются очень
широко (Meichenbaum & Turk, 1994) и подробно описаны, например, Хорватом (Horvath; 1993) в связи с
терапией поведения, связанного с патологическими влечениями. И после того, как все сказано и
сделано, возможно, необходимо еще принять во внимание принцип, которому следует Верейкен
(Vereycken, 1988): «Angst is geen schlechte raadgever» («Страх — не такой уж плохой советчик» (пер. с
голл.)). Он показал алкоголикам вызывающий страх фильм о том, что им предстоит, если они не
предпримут лечение, — по-видимому, с хорошим результатом.
Мотивационные проблемы возникают не только у пациентов, но в такой же степени и у
психотерапевтов. Мейхенбаум и Турк (Meichenbaum & Turk, 1994) исследовали некоторые из факторов:
негативную установку по отношению к пациенту, ожидание низкой компетентности, недостаточную
документированность терапевтического процесса и исходя из этого возникающие ошибки памяти и,
наконец, инертность. Первый шаг к самомотивации состоит в признании того факта, что налицо
мотивационные проблемы. Второй — в применении на самом себе того, что мы изучили.
8. Заключение
Мы должны еще раз указать на то, что тесное соединение понятия мотивации внутри
номологической сетки формирования психологических теорий не допускает изолированного
рассмотрения мотивации. То, что оказывает влияние на мотивацию, влияние оказывает и на эмоции,
восприятие и поведение, и наоборот. Строго говоря, вообще не существует влияния на мотивацию per
se; она играет определенную роль в общей психотерапии. Пересечение с другими областями, особенно с
главой 30.3, неизбежно.
9. Литература
Antaki, C. & Bewin, C. R. (1982). Attributions and psychological change: Applications of attributional
theories to clinical and educational practice. London: Academic Press.
Bandura, A. (1977). Self efficacy: toward a unifying theory of behavior change. Psychological Review,
84, 191-215.
Bandura, A. (1982). Self-efficacy mechanism in human agency. American Psychologist, 37, 122-147.
Bandura, A. & Adams, N. E. (1977). Analysis of self-efficacy theory of behavior changes. Cognitive
Therapy and Research, 41, 287-310.
Beck, A. T. (1978). Depression Inventory. Philadelphia: Center for Cognitive Therapy.
Biran, M. & Wilson, G. T. (1981). Treatment of phobic disorders using cognitive and exposure
methods. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 48, 886-887.
Bourne, L. E., Ekstrand, B. R. & Dunn, W. L. S. (1988). Psychology. New York: Holt, Rinehart and
Winston.
Hosted by uCoz