Navigation bar
  Print document Start Previous page
 65 of 947 
Next page End  

---
Примечание 4.2. Структура правил психотерапии посредством научения по моделям и
интуитивной терапии (см. прим. 4.1)
Выше мы приводили краткое описание психотерапии посредством моделирования, содержащее
информацию об исходных условиях, при которых, в частности, рекомендуется этот вид терапии
(недостаток социальных навыков), о целях (формирование социального поведения) и о реализуемых
терапевтических действиях (фаза усвоения: предъявление модели, фаза осуществления: осуществить
наблюдаемое поведение). Далее в тексте есть также сведения об эффективности и о работах, в которых
она изучалась.
При интуитивной терапии Лимани (Limani, 1997) точные данные о показаниях отсутствуют.
Видимо, подразумевается, что эта терапия может быть рекомендована не только при наличии
расстройств, но и для развития психики. Сведения о целевых установках настолько неопределенны
(учиться доверять собственной интуиции, учиться воспринимать послание глубинного «Я», прорыв к
себе), что уже по одной этой причине какое-либо выяснение эффективности данного метода
представляется едва ли возможным. Еще хуже обстоит дело с описанием стратегии терапевтических
действий. Краткое описание вроде бы и есть, но при этом отмечается, что, собственно говоря, эти
действия надо не описывать, а разве что испытывать на собственном опыте. Вопрос об эффективности
представляется излишним уже потому, что такая терапия не в состоянии предсказать результаты. Это
означает, что интуитивную терапию нельзя реконструировать как технологическое правило, так как
описание, сделанное ее основателем, не содержит ни информации о релевантных проблемных сферах,
ни сведений о целях, ни достаточных уточнений о терапевтических мероприятиях.
Похожие проблемы имеют место при организменной психотерапии.
---
Граве (Grawe, 1982) указывает на то, что при лечении психических расстройств мы часто не в
состоянии достаточно точно определить проблему, и методы интервенции, которые направляют
практические терапевтические действия, нередко соответствуют скорее эвристике,
чем простым
технологическим правилам. Эвристика — поисковый метод для нахождения решений; она заключается
в последовательности определенных умственных операций (Dorner, 1979). Тем не менее эвристику
можно реконструировать как комплексную систему технологических правил. Она применяется также,
когда предполагаются определенные исходные условия sub specie некоторых целей. Одним из
признаков исходных условий может, например, быть то, что изначально не ясно состояние проблемы. В
этом случае, вместо того чтобы начинать сразу с терапевтических действий, первым делом необходимо
определить эту проблему. Примерами комплексной эвристики и процедурных практических
рекомендаций, касающихся не только хорошо определенных проблем, является логика действий при
модификации поведения, как ее описывает Камински (Kaminski, 1970), или принципы диагностики
поведения и планирования интервенции (Schulte, 1986, 1995). Эти стратегии, в частности, заключаются
в том, чтобы в первой последовательности действий искать или приблизительно определить методы,
пригодные для решения данной проблемы. Частью такой системы правил могут быть правила,
указывающие, как можно определить какую-либо диффузную или сложную проблему. Таким образом,
концепт простого технологического правила можно расширить, добавив технологические правила
эвристического типа, а также последовательности правил и системы, или иерархии, правил. Они тоже в
принципе имеют структуру технологических правил; и для них тоже встает вопрос о показателях их
эффективности.
5. Психотерапия — применение теорий психологии?
Для того чтобы улучшить психотерапевтическое обслуживание населения, которое должно
оплачиваться обществом, требуется хотя бы минимальное согласие этого общества в вопросе о том, что
является характеристикой хорошего обслуживания. Первым делом напрашивается характеристика,
обусловленная экономическими соображениями, хотя она и не является исключительной: такое
обеспечение должно предлагать и применять те психотерапевтические методы, эффективность которых
научно апробирована; далее эти методы должны быть обоснованы также теоретически, то есть
учитывать в своем теоретическом обосновании знания научной психологии (ср. Baumann, 1996).
Не секрет, что многие распространенные в настоящее время психотерапевтические методы
Hosted by uCoz