Navigation bar
  Print document Start Previous page
 686 of 947 
Next page End  

постепенно проходит.
Когнитивная интервенция. Большинство поведенческих программ дополняются специальными
когнитивными стратегиями, с помощью которых пациенты побуждаются к новым паттернам мышления
и интерпретации. Так, Фэйрберн, Маркус и Уилсон (Fairburn, Marcus & Wilson, 1993) при изменении
дисфункциональных когниций у пациенток с расстройствами приема пищи ориентируются на
разработанную Беком и его сотрудниками (например, Beck & Emery, 1981; Beck, Rush, Shaw & Emery,
1981) стратегию когнитивного переструктурирования (см. табл. 33.3.2).
Таблица 33.3.2. Действия при когнитивном переструктурировании
- Первым делом пациенткам предлагается идентифицировать и записать дисфункциональные
мысли или убеждения (например, «Если я поправлюсь на килограмм, то буду ужасно выглядеть»).
- Затем им предлагается найти факты, подтверждающие эти мысли.
- Следующим шагом будет поиск пациентками аргументов и фактов, подвергающих сомнению
очевидность упомянутых дисфункциональных убеждений.
- Затем пациентки подводятся к тщательному взвешиванию аргументов «за» и «против», с тем
чтобы сформировалась новая оценка, которой впредь можно было бы руководствоваться в своем
мышлении и своем поведении.
Когнитивная интервенция в рамках терапевтической концепции Тушен и Флорин (Tuschen &
Florin, в печати) базируется преимущественно на имманентных системе стратегиях ведения беседы
(Fiegenbaum & Tuschen, 1996; Tuschen & Fiegenbaum, 1996). Психотерапевт представляет себе мир
мыслей пациентки и проникается ее чувствами, он предвосхищает основные ее опасения, оценки,
эмоциональные реакции, конфликты и т. п. (например, «Я могу хорошо себе представить, что Вы сейчас
очень боитесь прибавить в весе, если съедите всю тарелку. Вероятно, сейчас Вы больше всего хотите
перестать есть»). Одновременно психотерапевт вскользь, ненароком использует в разговоре научно
обоснованную информацию (например, о психобиологических последствиях низкокалорийного
питания), однако не оказывает никакого давления на пациентку. Задача психотерапевта — помочь
пациентке осознать преимущества и недостатки ее представлений и способов поведения и принять
решение, осознав собственную ответственность и учтя все аспекты (например, что важнее —
соответствие бытующим представлениям о привлекательности или собственное здоровье).
3. Интерперсональная психотерапия
Интерперсональная психотерапия при лечении нервной булимии концентрирует свое внимание
на изменении интерперсональных перегрузок, поддерживающих булимическую симптоматику
(Fairburn, 1993). Терапевтические действия ориентируются на концепцию интерперсональной
психотерапии, применяемую для лечения депрессий (Klerman, Weissman, Rounsaville & Chevron, 1984).
Для начала диагностируется основная интериндивидуальная проблема, предположительно связанная с
расстройством приема пищи. Для этого используют три диагностических подхода:
- обстоятельный анализ жизненных условий;
- диагностическую оценку качества существующих отношений (например, частоты контактов;
доверия; удовлетворенности; взаимности) и
- идентификацию интериндивидуальных проблем.
Во время лечения детально определяются представления, ожидания и эмоции пациенток по
отношению к соответствующей проблеме. Затем стимулируют выработку у пациенток новых
представлений о своих проблемах и предлагают реализовать их в своем социальном окружении.
4. Эффективность психотерапии
В отличие от нервной булимии для нервной анорексии отсутствуют проверенные и в
методологическом плане хорошо проведенные исследования терапии. Чаще всего применяются
психотерапевтические методы, редко — медико-терапевтические или фармакотерапевтические
мероприятия. Психотерапевтическая программа складывается зачастую из методов, которые
основываются на различных теоретических направлениях (например, психоаналитических и
поведенческих интервенциях). Редко применяются и оцениваются отдельные терапевтические
мероприятия. По данным проведенных на сегодняшний день эмпирических исследований, вылечивается
Hosted by uCoz