Navigation bar
  Print document Start Previous page
 712 of 947 
Next page End  

психотерапевтические мероприятия и социальная помощь (подробное изложение ситуации в Германии
см. Buhringer, Kunzel & Spies, 1995; обзор положения в международной практике см. Ward, Mattick &
Hall, 1992). Заслуживает критики также и то, что в Германии очень высок процент замены
психоактивных веществ производными кодеина (около 20 000 клиентов за год), так как там правила
выписывания наркотических средств в качестве лечебных, правила распределения препаратов и
контроля побочного потребления, а также предписания обязательной психотерапии весьма
несовершенны.
2.5.2. Психотерапия
В современном терапевтическом обслуживании лидируют эклектичные методы, совмещающие
различные терапевтические методики, без особого теоретического или эмпирического обоснования.
Так, в глубинно-психологических формах терапии большую роль играют групповые аналитические
методы, причем индивидуальная терапия не рекомендуется. Разговорная психотерапия, как правило,
полезна в том случае, если клиент находится на стадии принятия решения, когда он взвешивает все «за»
и «против» относительно дальнейшего употребления наркотических средств. Для достижения
дальнейших терапевтических целей, таких как формирование нового стиля жизни, отказ от
предложений принять наркотик, самоутверждение и релаксация, она менее пригодна. Наиболее
разработанными являются поведенческие терапевтические программы, которые помогают совладать с
когнитивными и эмоциональными проблемами, а также изменить стиль жизни (см. табл. 34.3.4); о
нарушениях функций и развития; о поведенческой терапии см. Onken, Blaine & Boren, 1993; Beck,
Wright, Newman & Liese, 1993; Buhringer, 1996b; Petry, 1993b.
Таблица 34.3.4. Нарушения функций и нарушения развития у лиц с зависимостью от
психоактивных веществ и поведенческая терапия
Расстройства
Мероприятия
1. Нарушения психических функций
1.1. Нарушения восприятия
- многочисленные изначально нейтральные,
внутренние и внешние раздражители действуют
как условные стимулы для поведения,
связанного с зависимостью (например,
абстинентные явления, стремление принять
наркотик, его приобретение и потребление)
-
сбор информации об индивидуальных стимулах;
- ведение дневника;
- «остановка мыслей»;
- скрытый контроль (Koverantenkontrolle);
- скрытая сенсибилизация;
- когнитивные пробы;
- тренинг навыков отказа (в ролевой игре)
1.2. Расстройства памяти
- выраженное нарушение концентрации
внимания
- постепенное увеличение сложности заданий (с
помощью контрактов)
1.3. Расстройства мышления или способности решать проблемы
- продолжительные периоды навязчивых
мыслей о переживаниях во время приема
вещества, о новом употреблении и его
положительных последствиях, о путях
приобретения наркотика;
- решение проблем с помощью нового приема
наркотика
- «остановка мыслей»;
- тренировка альтернативного поведения;
- анализ проблем и тренинг принятия решений;
- модификация ложных убеждений относительно
наркотиков (beliefs)
1.4. Расстройства речи
- ограниченный набор выражения эмоций;
- словарный запас, связанный с наркотической
тематикой (у молодых наркоманов еще и
понятия своей субкультуры)
- дезактуализация понятий, связанных с
потреблением наркотиков;
- методы самоконтроля
1.5. Эмоциональные расстройства
- неуравновешенное и неадекватное ситуации
импульсивное поведение (агрессивное — - коммуникативный тренинг;
вербальное и физическое — поведение,
- самонаблюдение;
- ролевые игры;
Hosted by uCoz