Navigation bar
  Print document Start Previous page
 74 of 947 
Next page End  

Westmeyer, H. (1976). Zum Problem der Prufung von Relevanzbehauptungen. In A. Iseler & M. Perrez
(Hrsg.), Relevanz in der Psychologie (S. 157-188). Munchen: Reinhard.
Westmeyer, H. (1977). Verhaltenstherapie: Anwendung von Verhaltenstheorien oder kontrollierte
Praxis? Moglichkeiten und Probleme einer theoretischen Fundierung der Verhaltenstherapie. In H. Westmeyer
&
N. Hoffmann (Hrsg.), Verhaltenstherapie. Grundlegende Texte (S. 187-203). Hamburg: Hoffmann und
Campe.
Westmeyer, H. (1978). Wissenschaftstheoretische Grundlagen Klinischer Psychologie. In U. Baumann,
H. Berbalk & G. Seidenstucker (Hrsg.), Klinische Psychologie. 1. Trends in Forschung und Praxis (S. 108-
132). Bern: Huber.
Westmeyer, H. (1987). Moglichkeiten der Begrundung therapeutischer Entscheidungen. In F. Caspar
(Hrsg.), Problemanalyse in der Psychotherapie (S. 20-31). Munchen: dgvt.
Wipplinger, R. & Reinecker, H. (1994). Zur Normenproblematik in der Verhaltenstherapie. Bergheim:
Mackinger Verlag.
Wolpe, S. (1958). Psychotherapy by reciprocal inhibition. Stanford: Stanford University Press.
Глава 5. Этика в клинической психологии
Стелла Рейтер-Тейль
1. Введение
1.1. Место этики в системе образования: Передача этической компетентности
Включение главы об этике в учебник по клинической психологии не должно удивлять ввиду
того, что сегодня в самых различных областях науки, в прикладных сферах, а также у общественности
этические вопросы вызывают огромный интерес. И все же в рамках обучения психологии — а значит, и
в преподавании клинической психологии — этика еще не заняла подобающего ей места. За
исключением Австрии, где с 1991 г. закон о психологах предписывает преподавание этических основ, в
других немецкоязычных странах такой учебный предмет, как этика не является обязательным на
психологических факультетах (Kierein, Pritz & Sonneck, 1991).
В основе должно лежать широкое понимание этики как самоанализа и систематического
осмысления следствий и предпосылок профессиональных действий, и особенно относительно людей,
участвующих в этих действиях и затрагиваемых ими. Такое широкое понимание этики в психологии
позволяет конструктивно и критически обсуждать универсальность этических принципов в противовес
наблюдаемому в настоящее время формированию различных специальных этик, таких как медицинская
этика, этика здоровья, профессиональная этика, этика пациента и т. д. Особенно нуждаются в этическом
осмыслении критическая проверка и легитимация целей клинической психологии и ее применение, и
особенно средства и пути для достижения этих целей. Этику необходимо преподавать эксплицитно, для
того чтобы этические принципы выполнялись не из пустой условности, а сознательно и были
подкреплены аргументами. Преподавание этики, во-первых, должно сформировать у психолога общие
этические убеждения и, во-вторых, развить способность вникать в специальные этические вопросы в
определенных сферах деятельности. Поэтому преподавание этики в клинической психологии — и в
психологии вообще, и в гуманитарных науках в целом — не может быть одномерным, оно должно
включать научение по моделям, знание правил, тренировку в эмпатии, умение делать логичные выводы
и др. (Kahlke & Reiter-Theil, 1995).
1.2. Общее и частное
Введение этики в клиническую психологию отнюдь не означает, что надо конструировать какую-
то «особую этику» для специальной группы лиц и сферы деятельности. Такой подход подорвал бы
сферу значимости этических принципов и одновременно способствовал бы расколу медицинских
профессий относительно их основных ценностей. Совершенно очевидно, что этическое осмысление
методов и результатов исследований, теорий и их применения в области клинической психологии не
может не учитывать специфику содержания и структурные признаки; но все-таки этический анализ как
таковой обязательно должен опираться на общеприемлемые точки зрения и рассчитывать на
общеприемлемую же ориентацию, которая дает широкий простор для интерпретации и тому, кто
Hosted by uCoz