Navigation bar
  Print document Start Previous page
 75 of 947 
Next page End  

действует, и тому, кто принимает решения. Это свободное пространство является сферой
практического здравого смысла или компетентности в том, чтобы отличать профессиональные аспекты
от этических и тем не менее сочетать их. Даже если на первом плане стоят индивидуальные и
ситуативные особенности, не следует подпадать под влияние «ситуационной» либо какой-нибудь
другой такого же плана этики; скорее возникает необходимость все снова и снова интегрировать общую
этическую ориентацию со специфическими задачами.
2. Что дает этика клинической психологии
Этика в клинической психологии не является самоцелью, она должна ставить перед собой
вопросы значения, ценности и пользы. Обзор функций этики в клинической психологии представлен в
табл. 5.1 (Reiter-Theil, 1996).
Таблица 5.1. Функции этики в клинической психологии
1. Предпосылки этики:
- обзор результатов этически значимых гуманитарных наук
- специальные эмпирические основы
2. Этическое осмысление практики:
- идентификация проблем
- критика
- легитимация
3. Осуществление этической ориентации в практике:
- учреждение ответственных комиссий и т. п.
- формулирование стандартов
- мероприятия по защите от нанесения вреда и злоупотреблений
4. Содействие развитию этической компетентности: образование, специализация, повышение
квалификации
5. Следствия этики: оценка применения этических стандартов
2.1. Предпосылки этики
В наше время — время этического бума и рассуждений о прикладной или практической этике —
казалось бы, должно быть понятно, что этика в любой научной отрасли (и соответствующей прикладной
сфере) ссылается на результаты релевантных гуманитарных наук и на специальные эмпирические
основы, чтобы прийти к обоснованным высказываниям. Однако этика слишком долго была
академически независимой философской дисциплиной, и из-за этой обособленности в смежных
дисциплинах не хватало стимулов для исследований в области этики. В настоящее время следствия
этого — во-первых, упрек этике в том, что она далека от практики, а во-вторых — упрек практике в том,
что она враждебна теории. Используя в этике данные — особенно эмпирические — из других
гуманитарных наук, можно создать базис для этической рефлексии, приближенной к реальности и
связанной с практикой.
С другой стороны, слабая связь этики с гуманитарными науками обусловливает одну из главных
проблем — проблему научного обоснования моральных, или этических, тезисов: многие философы
считают невозможным выводить нормативные тезисы из дескриптивных высказываний; нарушение
этого принципа называется натуралистическим ошибочным заключением.
Это отнюдь не тривиальная
проблема — как обосновать этические тезисы с помощью наблюдений гуманитарных наук. И все же
результаты эмпирических наук имеют значение для этики, и прежде всего в отношении конкретных и
практических интерпретаций этических норм и ценностей.
Для этики в целом особенно важны результаты исследований в психологии и социологии
морали, большую роль играют также исследование групп лиц, являющихся целевыми группами в
клинической психологии (в исследовании или сфере применения), а также исследования в области
биологии человека, способствующие дальнейшему развитию нашего представления о человеке. Для
развития профессиональной этики в клинической психологии представляют интерес также результаты
исследований, предмет которых — фактическая приверженность этическим принципам у психологов-
исследователей, психологов-консультантов и психологов-психотерапевтов, а также у пациентов и
клиентов. Конкретный пример такого исследования — исследование (с помощью социально-
Hosted by uCoz