Navigation bar
  Print document Start Previous page
 762 of 947 
Next page End  

Оба только что представленных направления исследования занимаются неблагоприятной
внешней средой, влияющей непосредственно перед началом депрессивного расстройства, т. е. в
последние месяцы или годы перед возникновением депрессии. Но, как уже упоминалось, существует
достаточно много моделей депрессии, которые учитывают, что неблагоприятные жизненные события и
обстоятельства в детском возрасте могут создать диспозицию к возникновению депрессий в зрелом
возрасте. В центре внимания этих подходов находятся прежде всего потери или депривации в семейной
среде; в последнее время особо обращают на себя внимание теоретические перекрестные связи с
концепциями, восходящими к исследованиям привязанности (Gotlib & Hammen, 1992; Parker, 1992;
Harrington, 1993; см. также Jones, 1996). Очень многие ретроспективные эмпирические исследования
занимались обозначенными выше взаимосвязями в различных методологических и содержательных
аспектах. При этом результаты относительно связи между кризисными событиями утраты или разлуки в
детском возрасте и проявлением депрессивных расстройств в более поздние периоды жизни оказались в
основном малопоследовательными; поэтому в последнее время в рамках соответствующих
исследовательских программ на первый план все больше и больше выходят усилия по установлению
дополнительных условий. Эмпирическим путем установлено, что взрослые, страдающие депрессией,
сверх случайного часто сообщают о неблагоприятной семейной атмосфере в их детстве — прежде всего
о недостаточно эмоциональном отношении к ним родителей; гипотеза, что такие тенденции доказуемы
даже независимо от депрессивных состояний, в большинстве случаев (пусть и не без исключения)
подтверждается. Проспективные исследования этой тематики до сих пор крайне редки; однако в
ближайшее время ввиду растущего сейчас интереса к вопросам психопатологии развития ожидается
интенсификация исследований этого типа.
4. Психологические факторы
4.1. Когнитивный подход
Среди концепций, рассматривающих роль диспозиционных личностно-специфических
признаков психологического рода при возникновении депрессии, как наиболее значимые следует
указать когнитивные и когнитивно-ориентированные модели; причем особенно большое влияние на
развитие исследований последних двух десятилетий в теоретическом и эмпирическом плане оказали
концепции Бека и Селигмана. Формулируя в целом, можно сказать, что в этих моделях существенная
роль в структуре условий возникновения депрессивных расстройств отведена дисфункциональным
мыслям и установкам — дисфункциональным процессам переработки информации; при этом, как
правило, имеется в виду взаимодействие таких когнитивных факторов уязвимости с внешними
стрессовыми факторами с точки зрения диатез-стресс-модели.
4.1.1. Концепции Бека и Селигмана
Бек (Beck, 1970) в своей теории «когнитивных схем» в качестве основы конкретного
депрессивного расстройства рассматривал базовые дисфункциональные когнитивные паттерны,
которые проявляются в основном в трех сферах: в негативных установках пациента, страдающего
депрессией (или предрасположенного к ней), по отношению к самому себе, по отношению к
окружающей его среде и по отношению к своему будущему. Эти негативные когнитивные схемы имеют
своим происхождением прежний неблагоприятный опыт отношений с окружающим миром и могут
позднее быть заново активированы в аналогичных стрессовых ситуациях; они детерминируют у
индивида структурирование внешних раздражителей и приводят впоследствии к появлению других
признаков расстройства, характерных для депрессивного синдрома (см. о дальнейшем развитии этой
концепции, а также о ее важнейших терапевтических приложениях: Beck, Rush, Shaw & Emery, 1994).
Первоначально в теории «выученной беспомощности» Селигмана (Seligman, 1974)
утверждалось, что из повторяющихся случаев недостаточного контроля над важными аспектами
окружающего мира, главным образом над аверсивными аспектами, могут возникнуть генерализованные
ожидания неконтролируемости, а в дальнейшем могут появиться паттерны депрессивной реакции.
Впоследствии Абрамсон, Селигман и Тисдэйл (Abramson, Seligman & Teasdale, 1978) переработали
концепцию беспомощности и дополнили ее гипотезами атрибуции; согласно переработанной модели
возникновение генерализированной беспомощности, а с ней и базиса для депрессивных реакций зависит
Hosted by uCoz