Navigation bar
  Print document Start Previous page
 772 of 947 
Next page End  

собственной продуктивности и в низкой частоте самовознаграждений; со ссылкой на теоретические
разработки Канфера (Kanfer, 1971) эта тенденция была интерпретирована как индикатор дефицита
самоконтроля. Согласно этой гипотезе лица с базальным дефицитом самоконтроля не могут
воспользоваться достаточными интернальными механизмами регуляции в случае утраты экстернальных
подкрепляющих стимулов, как это было бы необходимо для преодоления экстернальной утраты;
поэтому они особенно предрасположены к депрессивным расстройствам.
Терапевтические действия. В соответствии с этой исходной гипотезой терапевтические действия
нацелены на такое изменение процессов самоконтроля пациента, чтобы была достигнута более высокая
степень независимости от экстернальных подкрепляющих стимулов или более высокая степень
саморегулирования. В терапевтическом процессе стремятся к соответствующим систематическим
изменениям в различных фазах самоконтроля (фаза самонаблюдения: изменение тенденций к
избирательному восприятию и избирательным воспоминаниям; фаза самооценивания: постановка
адекватных поведенческих целей и изменение дисфункциональных атрибуций; фаза самоподкрепления:
планирование и реализация самовознаграждений как на материальном, так и на вербально-
интернальном уровне). Различные поведенческие и когнитивные стратегии, кратко представленные в
предыдущих разделах, используются при лечении в постоянном согласовании друг с другом (ср. Rehm,
Kaslow & Rabin, 1987).
4.2. Подход Маклина
Теоретическая основа. Когнитивно-поведенческая концепция Маклина (McLean, 1981) тоже
обнаруживает многочисленные связи с подходами, основанными на теории подкрепления; однако еще
отчетливее, чем Левинсон и Рем, он подчеркивает интерперсональные аспекты депрессивных
расстройств и одновременно опирается на концепции и эмпирические данные исследований стресса. На
этой основе развивается та точка зрения, что возникновение депрессии должно рассматриваться как
результат неэффективных стратегий совладания со стрессовыми жизненными ситуациями и событиями,
особенно социальной природы.
Терапевтические действия. Для изменения неадекватных стратегий совладания со стрессом
используется мультимодальная терапевтическая программа, в ходе которой посредством различных
когнитивных и поведенческих методов стремятся устранить дефициты в следующих сферах:
коммуникация, поведенческая продуктивность (также в смысле постановки адекватных поведенческих
целей), социальное взаимодействие, самоутверждение, умение принимать решения и разрешать
проблемы, когнитивный самоконтроль (ср. McLean & Hakstian, 1979; 1990). Терапевтические
процедуры варьируются в зависимости от конкретного случая заболевания; по возможности в лечебный
процесс вовлекается супруг/супруга пациента.
5. Интерперсональные подходы к терапии депрессии
Как уже отмечалось выше, в поведенческой и когнитивно-поведенческой терапии депрессии с
самого начала большое значение придавалось социальным отношениям пациентов. Однако в последние
годы на первый план наряду с ними все больше выходят лечебные подходы, которые особенно
концентрируют свое внимание на роли интерперсональных проблем и дефицитов (ср. Becker, Heimberg
& Bellack, 1987; о поведенческой семейной и супружеской терапии см. Gotlib & Colby, 1987; Beach,
1996). Предшественницей таких подходов была концепция совладания со стрессом Маклина.
Большинство этих концепций в теоретическом и практическом плане более или менее непосредственно
связано с вышеописанными подходами. Напротив, интерперсональная психотерапия депрессивных
расстройств Клермана и Вейсман опирается на другие концептуальные исходные позиции, хотя и
демонстрирует значительное сходство с когнитивно-поведенческими терапевтическими программами
интервенции, особенно в части цели и практических действий.
5.1. Подход Клермана и Вейсман
Теоретическая основа. Клерман и Вейсман (Klerman & Weissman, 1982; 1993) в своих гипотезах
генеза депрессии опирались не на модели психологии научения или когнитивной психологии, а на
концепции более старых и новейших социально-психиатрических исследований с привлечением
подходов, базирующихся на психологии развития и социальной психологии; при этом не в последнюю
Hosted by uCoz