Navigation bar
  Print document Start Previous page
 78 of 947 
Next page End  

и практикующих психологов, и именно в сфере клинической психологии, является буквально
императивом. В психологическом консультировании и психотерапии нарушения этических границ
часто почти неуловимы, и они ни в коей мере не ограничиваются злоупотреблениями на сексуальной
почве, часто выступающими на первый план по причине их сенсационного характера (Reimer, 1991;
Reiter-Theil, 1991). Итак, с одной стороны — расплывчатость этических границ, а с другой — особые
ожидания у тех, кто обращается к клиническим психологам и психологическим психотерапевтам, —
ожидания деликатного, уважительного и ответственного отношения. Казалось бы, ввиду этого этике в
образовании, специализации и повышении квалификации следует уделять большее внимание, чем
сейчас (Kottje-Birnbacher & Birnbacher, 1995). Удручает тот факт, что после Второй мировой войны в
ФРГ поколения студентов-психологов и психотерапевтов не приобрели никаких профессиональных
этических основ —
если не учитывать, что они преподавались имплицитно, в примерах. Клиническая
психология, в некотором отношении сопоставимая с медициной, должна восполнить этот дефицит,
потому что она-то в отличие от последней как раз не может сослаться на уже 2000-летнюю традицию
профессиональной этики или на формулы и ритуалы, подобные клятве Гиппократа или Женевской
конвенции. Один интересный пример в этом отношении подала Австрия, приняв законодательство по
поводу психологии и психотерапии: с 1991 г. этика является здесь составной частью специализации в
клинической психологии и психологии здоровья, а также в психотерапевтической пропедевтике (Kierein
et al., 1991; Reiter-Theil, 1994; Reiter-Theil, 1996).
2.5. Следствия этики: оценка применения этических стандартов
Соотношение между этическими легитимными целями, стратегиями, моральными намерениями
(«доброй волей») и их последствиями нередко очень сложно. И это не только бездна, разделяющая
теорию и практику, или прискорбный плюрализм ценностей, порождающий сомнения и конфликты; это
еще и недосягаемая возможность предугадать и заранее оценить последствия сложных действий и
мероприятий. Последствия хорошо обоснованных (и еще лучше задуманных) этических проектов могут
не оправдывать возлагаемые на них ожидания и даже наносить вред. Исходя из этого
этика, будучи
нормативной наукой, нацеленной на практику, обязана сделать предметом научного обсуждения в том
числе и свои следствия. Это означает, например, что стоило бы более систематично документировать и
подытоживать работу комиссий по этике; оценивать резонанс преподавания этики; кроме того,
упомянутая уже разнородность этических кодексов в здравоохранении дает повод к тому, чтобы
исследовать сомнительное воздействие таких кодексов на практическое поведение.
3. Инструменты этического анализа
В современной медицине и здравоохранении широкое распространение получила так называемая
этика принципов.
Бошан и Чайлдресс (Beauchamp & Childress, 1989) ввели четыре главных принципа
этического осмысления медицины, весомых не только для соматической медицины, но и для всей
сферы лечебно-профессиональной, а также клинико-психологической деятельности. Эти принципы
касаются этической ориентации практикующих психотерапевтов и психологов (консультантов или
исследователей) в их работе с пациентами и клиентами: (1) уважение к автономии пациента (клиента),
(2) не вредить (non-maleficence), (3) оказание помощи (beneficence), (4) справедливость.
В этих четырех принципах Бошан и Чайлдресс попытались свести воедино несколько течений:
традицию врачебной этики (клятва Гиппократа, который на первое место ставил требование не вредить
и обязательство оказания помощи, —
Eckart, 1990), идеи философского Просвещения и американского
движения борцов за гражданские права с их акцентом на автономии отдельного человека, а также
принцип справедливого распределения в здравоохранении высочайших достижений медицины. Эти
четыре принципа в целом рассматриваются как универсально значимые и приблизительно нейтральные
мировоззренческие ориентиры для медицины и здравоохранения. В зависимости от контекста
применения по-разному расставляются акценты и принципы конкретизируются. Яркий пример
конкретизации первого принципа — «уважение к автономии пациента/клиента» — это правило
информированного согласия (Informed Consent) (Faden & Beauchamp, 1986), которое еще не оценено по
достоинству или недостаточно широко практикуется в психотерапии или психологическом
консультировании (Reiter-Theil, Eich & Reiter, 1991, 1993; Reiter-Theil, 1996; Dsubanko-Obermayr &
Baumann, 1998). Согласно этому правилу, психотерапевт обязан заранее информировать пациента о
лечении, его шансах, риске и побочных эффектах, а также о других возможностях лечения, чтобы
Hosted by uCoz