Navigation bar
  Print document Start Previous page
 804 of 947 
Next page End  

der Verhaltensstherapie (Bd. 2, S. 87-105). Berlin: Springer.
Ustun, T. B. & Sartorius, N. (Eds.). (1995). Mental illness in General Health Care. An International
Study. Chichester: Wiley.
Van der Kolk, B. A., McFarlane, A. C. & Weisaeth, L. (1996). Traumatic stress. The effects of
overwhelming experience on mind, body, and society. New York: Guilford.
Volz, H. P., Moller, H. J. & Sturm, Y. (1994). Generalisierte Angsterkrankungen. Ubersicht uber
Behandlungsmoglichkeiten mit Nichtbenzodiazepinen. Psychopharmakotherapie, 1, 101-106.
Watson, J. B. & Rayner, R. (1920). Conditioned emotional responses. Journal of Experimental
Psychology, 3, 1-4.
Wittchen, H.-U. (1996). Critical issues in the evaluation of comorbidity. British Journal of Psychiatry,
168 (Suppl.30), 9-16.
Wittchen, H.-U. & Essau, C. A. (1993). Epidemiology of panic disorder: Progress and unresolved
issues. Journal of Psychiatric Research, 27 (Suppl. 1), 47-68.
Wittchen, H.-U. & Perkonigg, A. (1996). Epidemiologie psychischer Storungen. Grundlagen,
Haufigkeit, Risikofaktoren und Konsequenzen. In A. Ehlers & K. Hahlweg (Hrsg.), Enzyklopadie der
Psychologie, Themenbereich D Praxisgebiete. Band 1, Grundlagen der Klinischen Psychologie (S. 69-144).
Gottingen: Hogrefe.
Wittchen, H.-U., & Vossen, A. (1996). Komorbiditatsstrukturen bei Angststorungen. Haufigkeit und
mogliche Implikationen. In
J. Margraf (Hrsg.), Lehrbuch der Verhaltenstherapie (Bd. 1, S. 217-233). Berlin:
Springer.
Wittchen, H.-U., Zhao, S., Kessler, R. & Eaton, W. W. (1994). DSM-III-R generalized anxiety disorder
in the National Comorbidity Survey. Archives of General Psychiatry, 51, 355-364.
37.3. Тревожные расстройства: интервенция
Розелинда Либ и Ганс-Ульрих Виттхен
1. Общие стратегии поведенческой терапии при тревожных расстройствах
Так как только эффективность поведенческих методов при тревожных расстройствах была
подтверждена эмпирически (см. обзор Grawe, Donati & Bernauer, 1994), то мы бы хотели ограничиться
здесь описанием этого терапевтического подхода. Прежде чем перейти к конкретным методам лечения
панических расстройств, агорафобии и генерализованного тревожного расстройства, необходимо
затронуть некоторые общие важные аспекты интервенции.
На общем фоне этиологических и патогенетических моделей тревожных расстройств методы
поведенческой терапии относятся прежде всего к экспериментально проверяемым комплексным
психобиологическим концепциям, согласно которым решающими факторами для возникновения и
поддержания тревожных расстройств являются нарушения когнитивных и психофизиологических
процессов (см. выше). Таким образом, поведенческая терапия в узком смысле может рассматриваться не
только как простое единство конкретных методик и действий, но и как общая модель интервенции или
лечения, которая требует учитывать релевантные фундаментальные психобиологические знания,
специфические для расстройства, и использовать знание общих и специфических для расстройства
диагностических и терапевтических действий.
Для терапии панических расстройств, генерализованных тревожных расстройств и фобических
расстройств в принципе можно использовать множество различных стратегий и методик, выбор
которых должен происходить на основе диагностики, анализа проблемы, индивидуальной истории
болезни или проблемы, а также конкретной лечебной ситуации (амбулаторное или стационарное
лечение). К ним в первую очередь относятся — принимая во внимание вышеописанные модели
тревожных расстройств — различные варианты так называемого метода конфронтации
(систематическая десенсибилизация, конфронтация «in sensu» и «in vivo» («воображаемая» и
«реальная»), методы экспозиции, управление тревогой; ср. Fiegenbaum & Tuschen, 1996; Maercker,
1996а), когнитивных методов (рационально-эмотивная терапия, методы когнитивной реатрибуции; ср.
Tuschen & Fiegenbaum, 1996) и более сложных методов релаксации (прогрессирующая мышечная
релаксация, прикладная релаксация; см. Maercker, 1996b), а также дополнительные методы для
улучшения индивидуальных навыков и умений решения проблем (см. Pfingsten, 1996).
В настоящее время даже опытные психотерапевты не в состоянии обозреть все множество
Hosted by uCoz