Navigation bar
  Print document Start Previous page
 806 of 947 
Next page End  

Социальная тревожность
у детей
Training mit sozial unsicheren Kindern («Тренинг с социально неуверенными
детьми») (Petermann & Petermann, 1996) (Т)
Примечание:
замечательный обзор методов поведенческой терапии при тревожных расстройствах
приводит Марграф (Margraf, 1996).
Появление терапевтических пособий способствовало улучшению оценки терапевтических
эффектов в сравнительных эмпирических исследованиях терапевтических методов. Целью оценочных
терапевтических исследований является выявление оптимальных методов и процессов терапевтической
интервенции (Grawe, 1982), при этом особое внимание обращается на эффективность поведенческих
подходов в сравнении со стандартными фармакологическими стратегиями. Сравнительные
исследования эффективности фармакологических и поведенческих стратегий при лечении тревожных
расстройств, особенно панических расстройств и агорафобии, в последние годы активно проводятся в
США и Германии (Hand, 1989; Fiegenbaum, 1990; Margraf & Ehlers, 1986; Margraf & Schneider, 1990;
Schulte, 1992).
В этой связи особенно показательны обзорная работа и метаанализ, которые провели Михельсон
и Марчионе (Michelson & Marchione, 1991). Хотя метаанализ терапевтических исследований сопряжен с
рядом принципиальных методических проблем, его ценность заключается в том, что он дает
возможность получить, по крайней мере, общий обзор эффективности различных методов, о которой не
так просто составить впечатление на основе многих разрозненных данных.
В своей работе Михельсон и Марчионе учли опубликованные до 1988 года терапевтические
исследования, которые в рамках рандомизированного клинического сравнения проверяли различные
виды медикаментозной терапии (бета-блокаторы, прием бензодиазепина, ингибитора
моноаминоксидазы и трициклических антидепрессантов), а также психологические методы. Среди
психологических методов особое внимание уделялось (помимо специальных методов релаксации)
прежде всего когнитивно-поведенческим подходам и методам конфронтации. Следует подчеркнуть, что
рассматривались и комбинированные формы терапии с применением трициклических
антидепрессантов. К не слишком известным в немецкоязычных странах методам относятся
«программированная практика» («Programmierte Praxis») и «прикладная релаксация» («Applied
Relaxation»). «Программированная практика» представляет собой комбинированный метод, при
котором пациент самостоятельно, пользуясь поддержкой ко-терапевта, проводит согласно письменному
руководству поэтапную, постепенно усложняющуюся конфронтацию со стимулами, вызывающими
тревогу (Mavissakalian & Michelson, 1986). На сегодняшний день существуют четыре исследования
этого метода, подтверждающие, что конфронтационная терапия под руководством психотерапевта
превосходит по своей эффективности самостоятельно проводимую пациентом конфронтацию. Другая
методика, так называемая «прикладная релаксация» (Ost, 1987, приведена в: Deuchert & Petermann,
1994), — это модифицированная форма релаксационной программы, нацеленная на соматические
компоненты переживания паники и поэтапное усвоение пациентом с паническим расстройством
стратегий совладания. Эта методика была проанализирована в пяти исследованиях, проведенных до
1991 года, и до сих пор рассматривается как весьма успешная. Однако чаще всего исследовались все же
так называемые когнитивно-поведенческие методы или их комбинации с лечением антидепрессантами.
При этом Михельсон и Марчионе в своей работе различают градуированные и неградуированные
терапевтические подходы.
Михельсон и Марчионе учитывают в своем метаанализе различные критерии успешности
лечения, из которых мы здесь рассмотрим только некоторые:
1) Доля выбывших пациентов. Этот критерий показывает, сколько процентов от общего числа
пациентов прервало лечение.
2) Клиническое улучшение. Каждое из рассматриваемых исследований пользуется своими,
частично отличающимися друг от друга определениями клинического улучшения; авторы метаанализа
выбрали в качестве одного из критериев процент пациентов с клиническим улучшением на момент
завершения лечения.
3) Рецидивы. Так как некоторые из работ содержали катамнестическое исследование, то
приводится и процентное соотношение рецидивов через 6 месяцев после окончания лечения.
4) Индекс эффективности. На основе этих индикаторов высчитывался общий индекс,
варьирующийся от 1 (самая низкая эффективность) до 100 (оптимальная эффективность).
Естественно, на основе результатов метаанализа, в сжатом виде приведенных в табл. 37.3.2,
можно сделать только приблизительные выводы об эффективности того или иного метода. Мы здесь не
Hosted by uCoz