Navigation bar
  Print document Start Previous page
 81 of 947 
Next page End  

фальсификации данных или выводов, ни от расхищения интеллектуальной собственности.
Существуют не решенные в принципе этические проблемы, вызывающие горячие обсуждения в
нынешних научных сообществах и в общественности, которые возникают или из-за несоблюдения
описанных принципов — принципа согласия на базе информации и принципа защиты от негативных
последствий, — или из-за того, что их значением полностью или частично пренебрегают ради других,
«более высоких» целей. В психологии это чаще всего связано с отсутствующим или ограниченным
разъяснением или с информированием, сделанным постфактум, а иногда и с сознательным обманом, как
это было, например, при знаменитых экспериментах Милграма (Milgram, 1974; об этических проблемах
в психологическом исследовании в целом см. также: Kruse & Kumpf, 1981; Schuler, 1982). Но то же
можно сказать и об исследовательских проектах, где люди подвергаются перегрузкам или риску, меру и
длительность которых не всегда можно полностью предвосхитить, — например, при исследовании
паники. Особенная тонкость необходима при клинико-психологическом исследовании таких групп лиц,
чья компетентность в информированном согласии временно или постоянно ограничена — это может
быть или по причине какого-либо когнитивного нарушения и возникающих отсюда трудностей
понимания, или следствием какого-то психического расстройства, поражающего волевые компоненты
при принятии решения. Насколько велики этические, внутрипредметные и общественные разногласия
по
поводу допустимости такого исследования — которое под другим углом зрения может показаться
чрезвычайно «ценным» или «полезным», например исследование деменции (Helmchen & Lauter, 1995),
— обнаружилось в острых дебатах о так называемой Биоэтической конвенции Совета Европы, где не
обошлось и без возобновления дискуссии о бесчеловечных медицинских экспериментах, которые
проводились национал-социалистами (Bockenheimer-Lucius, 1995).
4.2. Диагностика
Психологическую (а также психиатрическую или психоаналитическую) диагностику можно
рассматривать не только как предмет прикладного исследования и научного планирования терапии; по
меньшей мере со времен «Антипсихиатрического движения» диагностику подозревают в том, что она
является потенциально вредным инструментом в руках тех, кто выносит решения, имея политические
мотивы (Keupp, 1972). Следующая дискуссия о значении диагнозов и диагностики была развязана
движением так называемого радикального конструктивизма, в которой, правда, до сих пор не
осмыслено, насколько мне известно, его идейное родство с постулатами антипсихиатрии. Переход
радикального конструктивизма от семейной терапии к системной привел к тому, что вместо
разработанной диагностики семьи и супругов в основу для терапии были положены другие подходы,
такие как, например, модель разговора (Konversationsmodell) (Goolishian & Anderson, 1988). Если в
дискуссии о психиатрии и антипсихиатрии этическая плоскость затрагивалась в общем имплицитно, а
на первом плане стояли политические и институциональные аспекты (Reiter-Theil, 1992, 1995), то
дискуссия о радикальном конструктивизме эксплицитно захватывала этические вопросы, которые
вращались прежде всего вокруг уважения к клиенту как к «обслуживаемому» (Ludewig, 1988; Kruell,
1991; критика —
Reiter-Theil, 1991). Оставлять на произвол судьбы диагностику и терапевтическую
ответственность за диагнозы и прогнозы, а также терапевтическое планирование кажется
проблематичным прежде всего из этических соображений — с точки зрения разъяснения, даваемого
клиенту или пациенту, прогнозирования степени риска и гарантии качества по интерсубъективным
критериям.
Эту тенденцию можно подвергнуть критике и в профессионально-теоретических аспектах,
потому что радикально-конструктивистские изменения, предложенные для отношений между
психотерапевтом и клиентом («обслуживаемым»), ставят под вопрос медицинскую профессиональную
идентичность врача (Reiter & Steiner, 1996). И все-таки заслуга этих двух главных течений,
критикующих психодиагностические системы, состоит в том, что они призывают широкие слои
практикующих консультантов и терапевтов щепетильно обращаться с диагностическими категориями в
плане их предпосылок и следствий. В решении этических проблем в первую очередь, пожалуй, не
обойтись без самокритичного, предусмотрительного и терапевтически ориентированного обращения с
пациентом, которому можно и нужно обучать клинических психологов.
4.3. Консультирование и терапия
Этические проблемы в консультировании и терапии чаще всего настолько сложны, что это
Hosted by uCoz