Navigation bar
  Print document Start Previous page
 83 of 947 
Next page End  

должна ли защита пострадавшего быть настолько приоритетной, что какие бы то ни было нужды или
потребности (сексуального) агрессора принципиально не учитываются и исключаются из
терапевтической среды, — или лучше упразднить дихотомию жертва—виновник, что позволило бы
понять и терапевтически переработать проблему, ориентируясь на отношения.
В приведенном нами примере ничего не говорится о том, как действует психотерапевт. Легко
представить себе, какие трудности могут здесь возникнуть у него, если он, скажем, чувствует свою
ответственность — терапевтическую и моральную — перед всеми членами семьи, но одновременно
подозревает, что ему не привлечь отчима, не задев при этом чувства и права юной девушки. Кроме того,
психотерапевт вынужден думать не только о конфликте с семьей клиентов, но и о конфликте с его
собственной профессиональной системой отношений (перспектива 3). Терапевтические установки
соответствующего учреждения или терапевтического коллектива в какой-то мере ограничивают
психотерапевта в выборе пути, который он считает правильным. Так, в случаях тяжкого сексуального
насилия над ребенком ставится вопрос о том, что о такой ситуации психотерапевт обязан сообщить в
юридические инстанции, об уголовном преследовании, а также удалении из семьи кого-то из ее членов
— ребенка или агрессора. Все эти возможные меры необходимо осознанно взвесить на предмет их
прогнозируемых последствий — и позитивных, и в первую очередь негативных. Таким образом,
рефлексия осуществляется уже в общественной перспективе (перспектива 4). Именно наличие здесь
юридических рамок может поставить перед психотерапевтом дополнительные вопросы, на которые
приходится отвечать в свете этических принципов (перспектива 5).
Еще более остро встают этические проблемы и дилеммы, если с самого начала использовать
подход 4-х принципов (Beauchamp & Childress, 1989) (ср. раздел 3).
Здесь можно определить два главных этических «центра тяжести».
(1) Этический конфликт может возникнуть между, с одной стороны, обязанностью
психотерапевта уважать автономию молодой девушки и формы ее выражения — здесь: отказ вступать в
контакт с отчимом, — а с другой стороны, ожиданием, что, может быть, наиболее полезной терапией
для девушки было бы — восстановить контакт с отчимом с целью переработки этой проблемы.
(2) Еще один этический конфликт может возникнуть между желанием девушки избежать
контакта с отчимом и его потребностью (которая вполне возможна), со своей стороны быть понятым, не
быть осужденным со стороны семьи и изгнанным из нее (a). Этот конфликт можно еще расширить, если
исходить из заинтересованности всех членов семьи — за исключением дочери — в сохранении семьи в
ее прежней форме (b). Таким образом, мы видим дилемму между первым принципом — уважением
автономии одного — и четвертым принципом — справедливостью: конфликт между интересами двух
людей, отчима и падчерицы (a), или соответственно (b) между интересами одного (девушки) и
интересами остальных членов семьи. Эта констелляция не привела бы к дилемме только в одном-
единственном случае: если бы был введен дополнительный этический принцип терапии, а именно, что
интересы детей и подростков в целом должны пользоваться защитой и приоритетом по отношению к
таковым взрослых (ср. конвенция ООН о правах детей: Gohen & Naimark, 1991). Можно было бы ввести
и еще один принцип — подобный по структуре, но не по содержанию: потребности именно того, кто
является объектом сексуального злоупотребления — будь то ребенок или взрослый, — должны
учитываться с безусловным преимуществом по сравнению с интересами тех, кто осуществляет это
злоупотребление.
Какие же этические проблемы характерны для начинающих психотерапевтов? В Австрии в
течение целого блока семинаров по этике, проводимых в рамках учебного плана по специализации в
клинической психологии/психологии здоровья, с 1992 г. проблемы принятия решения нередко
обсуждаются в ходе разбора отдельных затруднительных случаев из практики психоонкологического
обслуживания. Так, клинический психолог встает перед проблемой, когда пациент в своих отчаянных
поисках помощи хватается и за такие терапевтические предложения, последствия которых
представляются более чем сомнительными, а иногда и вредными для здоровья. Эта дилемма облекается
для психолога в форму вопроса: «Что я должен делать — оставить пациенту его веру в иррациональное
исцеление или правдиво сообщить ему о ситуации?» Конфликт становится еще более острым, если ради
«необычной терапии» упускается лечение с доказанным терапевтическим воздействием. Другой пример
наглядно демонстрирует столь же характерную проблемную констелляцию: довольно непродуктивная
кооперация между (и внутри) учреждениями здравоохранения и социального обеспечения. После
тяжелого несчастного случая по окончании стационарного лечения пациент отпускается из больницы и
«переводится» в специальное здание для выздоравливающих. По причине очень ограниченных
возможностей обеспечения в таком доме у лабильного в плане здоровья человека уже очень скоро
Hosted by uCoz