Navigation bar
  Print document Start Previous page
 838 of 947 
Next page End  

2. Классификация
2.1. Классификация нарушений поведения
Лиц с нарушениями поведения можно узнать прежде всего по их повторяющимся, стабильным
паттернам поведения, которые ущемляют права других или ограничивают развитие самого индивида. В
отличие от лиц с нарушениями развития, у которых еще только нужно сформировать навыки и умения
действовать, и в отличие от лиц с социальной компетентностью, которые располагают многими
альтернативами действия, лица с нарушениями поведения характеризуются либо а) отсутствием
альтернатив действия, либо б) слишком сильно развитыми, но неадекватными альтернативами
действия.
Нарушения поведения, называвшиеся в DSM-III-R «экспансивными» (например, нарушения
внимания и агрессивность), в DSM-IV приведены в группе «нарушения внимания, активности и
социального поведения». Эти нарушения, характеризующиеся отсутствием контроля над поведением,
противопоставляются нарушениям с избыточным контролем над поведением (например, тревожным
расстройствам). Другие нарушения поведения отнесены к рубрикам «нарушения кормления и
расстройства приема пищи в младенческом и детском возрасте», «тики» (например, синдром Жиля де ля
Туретта, множественные тики) или «расстройства, связанные с экскрецией» (табл. 39.1.1).
Таблица 39.1.1. Обзор некоторых нарушений поведения в детском и подростковом возрасте
по DSM-IV (American Psychiatric Association, 1996; с указанием кодов МКБ-9-СМ и МКБ-10)
1) Нарушения внимания, активности и социального поведения:
- дефицит внимания / гиперактивность (314.хх; —);
- смешанный тип (314.01; F90.0);
- преимущественно невнимательный тип (314.00; F98.8);
- преимущественно гиперактивный-импульсивный тип (314.01; F90.1);
- нарушение социального поведения (в том числе агрессивное поведение) (312.8; F91.8);
- вызывающее оппозиционное поведение (313.81; F91.3).
2) Нарушения кормления или расстройства приема пищи в младенческом и детском возрасте:
- нарушения кормления в младенческом и детском возрасте (307.59; F98.2)
3) Расстройства, связанные с экскрецией:
- энкопрез (787.6 или 307.7; R15, F98.1);
- энурез (307.6; F98.0).
4) Тики:
- синдром Жиля де ля Туретта (307.23; F95.2).
5) Другие расстройства в младенческом, детском и подростковом возрасте:
- тревожные расстройства, вызванные разлукой (309.21; F93.0);
- избирательный мутизм (313.23; F94.0) (DSM-III-R: элективный мутизм).
6) Тревожные расстройства, не специфичные для детского возраста:
- социальные фобии (300.23; F40.1);
- генерализованное тревожное расстройство (300.02 / F41.1).
Нарушения внимания. При нарушениях внимания, проявляющихся в моторике, расстройствах
научения и нейропсихологических функциональных расстройствах, в немецкоязычной литературе еще
говорят о «гиперкинетическом синдроме» (см. Steinhausen, 1993). Это расстройство характеризуется
нарушениями внимания, неадекватными уровню развития, импульсивностью, гиперактивностью и
повышенной возбудимостью. У большинства детей с дефицитом внимания обнаруживаются
расстройства научения и соответствующая задержка в развитии.
Агрессивность одно из нарушений социального поведения, от последствий которого в
наибольшей степени субъективно страдает окружающий мир и которое из всех нарушений поведения
распознается проще всего. Согласно диагностическим критериям DSM-IV,
агрессивность
диагностируется в том случае, если проблемное поведение стабильно возникает по крайней мере в
течение шести месяцев. Агрессия проявляется как в вербальной, так и невербальной форме и может
быть направлена против людей или животных, а также на разрушение материальных объектов; может
выражаться в обмане, воровстве или грубых правонарушениях. DSM-IV различает нарушения
социального поведения в зависимости от того, в каком возрасте впервые было замечено нарушение — в
Hosted by uCoz