Navigation bar
  Print document Start Previous page
 839 of 947 
Next page End  

детстве (до 10 лет) или в подростковом возрасте (после 10 лет). Феномен подростковой
делинквентности при этом необходимо отличать от детской агрессивности. Типичные деликты детей и
подростков, которые описываются понятием «делинквентность», — это вандализм, поджоги,
бродяжничество, воровство, грабежи, взломы, постоянные «хвосты» в школе, злоупотребление
наркотиками и алкоголем, а также проституция (см. Petermann & Petermann, 1996a). В современных
исследованиях дети с высокой агрессивностью описываются по следующим признакам (см. Petermann &
Petermann, 1994):
- нет стабильных дружеских отношений со сверстниками;
- доминируют эгоистически мотивированные действия;
- нет чувства вины или раскаяния;
- для них не характерно позитивное социальное поведение (например, социальная поддержка,
кооперация и адекватное самоутверждение);
- искаженное восприятие социального взаимодействия;
- недостаточный самоконтроль в смысле способности задерживать свои агрессивные импульсы и
обдумывать их;
- неумение думать о других людях и недостаточная способность к эмпатии.
Здесь существуют определенные пересечения с нарушениями внимания, обусловленные,
вероятно, в первую очередь недостаточно развитой способностью реализовывать моторный покой и
релаксацию. С точки зрения дифференциальной диагностики агрессивность и нарушения внимания
различаются, прежде всего, интенциями, лежащими в основе поведения. Так, под «агрессивностью»
понимается целенаправленно причиняющий вред способ поведения, преследующий в качестве цели
исполнение своих собственных эгоистических интересов. Дети же с нарушениями внимания часто сами
страдают от неспособности целенаправленно управлять своим поведением. От целенаправленно
причиняющего вред поведения агрессивных детей необходимо отличать и случаи упрямства (особенно
в раннем детстве), которые характеризуются оппозиционным поведением по отношению к родителям
или другим значимым лицам, однако без намерения причинить им вред.
Тревожные расстройства. Тревожные расстройства, в отличие от только что рассмотренных,
являются преимущественно «домашними» отклонениями от нормы, от которых больше страдает сам
ребенок и его семья, чем дальнее окружение. В DSM-IV тревожное расстройство, вызванное страхом
перед разлукой, рассматривается как специфическое в детском или подростковом возрасте, в то время
как расстройство с избеганием контактов и расстройство с чрезмерной тревожностью не
рассматриваются как специфические только для детского возраста страхи и классифицируются под
рубриками «социальная фобия» и «генерализованное тревожное расстройство», т. е. под рубриками
расстройств у взрослых. Это объясняется тем, что для обоих расстройств не было найдено проявлений,
специфических только для детского возраста, так что отличать их от расстройств во взрослом возрасте
кажется лишенным смысла.
Согласно DSM-IV,
тревожные расстройства, вызванные страхом перед разлукой,
диагностируются в том случае, если ребенок (до 18 лет) по крайней мере в течение 4 недель страдает от
следующих симптомов: чрезмерное горе из-за возможной или фактической разлуки со значимым
лицом; отказ от посещения школы, а также жалобы на физические нарушения при предстоящей разлуке.
При расстройствах с чрезмерной тревожностью (генерализованное тревожное расстройство)
дети сильно озабочены из-за каких-либо будущих событий. При таких страхах невозможно обнаружить
событие, вызвавшее тревогу; в центре внимания скорее оказывается генерализованная тревога, не
связанная с разлукой. В качестве дополнительных психосоматических нарушений могут возникнуть
удушье, тошнота или нарушения засыпания. Чрезмерная тревожность может рассматриваться
преимущественно как социальная тревога, характеризующаяся тревогой за свою успешность и чувством
недостаточной социальной безопасности (см. Petermann & Petermann, 1996b).
Расстройства с избеганием контактов (социофобия) также могут быть описаны как социальная
неуверенность (Petermann & Petermann, 1996b). Социально неуверенные дети становятся в присутствии
плохо знакомых им людей робкими, застенчивыми и уклоняются в этом случае от социального
взаимодействия даже с друзьями. Кроме того, при сильной социальной тревоге у них появляется
избирательный мутизм или они начинают заикаться, теряют уверенность в себе и становятся
пассивными. Это расстройство иногда переходит в расстройство, вызванное страхом перед разлукой,
поэтому при дифференциальной диагностике сложно бывает отличить тяжелые формы избегания
контактов от легких случаев аутизма. В таких случаях необходим дополнительный анамнез.
Избирательный мутизм. Это расстройство характеризуется большим количеством легко
Hosted by uCoz