Navigation bar
  Print document Start Previous page
 841 of 947 
Next page End  

Некоторые специалисты исходят из наличия целого спектра аутистических расстройств (см.
Cohen, Donellan & Paul, 1987): начиная от детей с дополнительной умственной недостаточностью до
детей с нормальным интеллектом, но с чертами легкого аутизма.
Намного чаще аутистического расстройства встречаются специфические нарушения развития,
такие как речевые нарушения, нарушения школьных и моторных навыков, которые не являются темой
данной главы. Такие расстройства традиционно обсуждаются в учебниках по педагогической
психологии или лечебной педагогике.
2.3. Нарушения поведения / нарушения развития
На практике становится все более и более очевидным, что нарушения поведения и нарушения
развития сильно пересекаются друг с другом. Поэтому необходимо провести на основе теоретических и
практических данных дальнейшую дифференциацию обусловленных развитием и научением
составляющих нарушений развития и поведения. Поскольку в клинической картине расстройства
причины и следствия трудно различимы, то для классификации расстройств в дошкольном возрасте
предлагаются следующие рекомендации:
- Нарушения поведения вероятны в том случае, если хронологический возраст соответствует
возрасту развития. После установления этого соотношения должен быть проведен анализ поведения
(см. ниже).
- Нарушения развития вероятны в том случае, если хронологический возраст и возраст развития
или вообще не соответствуют друг другу, или не соответствуют только в специфических областях
развития. Поэтому после общего анализа уровня развития проводится анализ специфических областей
развития (см. Brack, 1993).
- Во многих случаях специфическое нарушение развития оказывается связанным с нарушением
поведения. Здесь необходимо проверить, в какой мере из имеющихся нарушений развития вытекают
нарушения поведения (например, может ли нарушение внимания быть следствием недостаточного
когнитивного развития и наблюдаться в ситуациях, в которых ребенку предъявляются специфические
требования). При наличии нарушений поведения необходим анализ прогностических воздействий на
будущее развитие. Так, например, нарушение внимания (при соответствующем возрасту развитии)
может привести в будущем к задержке социального или когнитивного развития (например, если
изначально специфическое для ситуации нарушение внимания все больше и больше воздействует на
общую школьную сферу).
3. Диагностика
Наличие нарушений поведения может быть констатировано на многих уровнях. Важная
информация содержится в оценках, которые дают ребенку родители и другие значимые лица (например,
воспитатель детского сада, учитель). Поскольку нарушения поведения не распространяются на все
области совместной жизни, т. е. не бывает просто агрессивных детей, то диагностическая информация
должна собираться применительно к определенным ситуациям. Это означает, что взаимосвязь действий
должна анализироваться в определенной последовательности интеракций.
Для получения необходимой информации предлагается воспользоваться следующими
источниками: а) проведением собеседования с родителями, помогающего прояснить развитие ребенка и
актуальные условия; б) данными о поведении (полученными, например, с помощью видеоанализа
типичных проблемных ситуаций) и в) опросниками оценки ребенка, связанными с ситуациями.
Агрессивность. Прежде всего родителей подробно опрашивают по тому кругу вопросов, который
приведен в табл. 39.1.4. Следующим шагом должно стать наблюдение в течение достаточно
продолжительного времени (скажем, ежедневно в течение недели), например, за агрессивным
поведением ребенка в школе или стационаре. При этом особое внимание необходимо уделять
поведению ребенка в ситуациях, в которых ему предъявляются различные требования (например, при
устных замечаниях, неудачах). Удобен для этих целей «Лист наблюдений за агрессивным поведением»
(Beobachtungsbogen fur aggressives Verhalten, BAV; Petermann & Petermann, 1994). При этом методе речь
идет о диагностике взаимодействия, которая проводится либо при непосредственном участии
наблюдающего, либо как видеоанализ и выявляет релевантные аспекты агрессивного поведения
(например, вербальное/невербальное, открытое/скрытое, активное/пассивное). Желательно было бы
Hosted by uCoz