Navigation bar
  Print document Start Previous page
 842 of 947 
Next page End  

также попросить классного руководителя систематически давать оценку всему происходящему во время
урока. «Пособие учителям для оценки учеников» (Beurteilungshilfen fur Lehrer, BFL; Janowski Fittkau &
Rauer, 1981) позволяет собрать информацию о 16 ориентированных на определенные учебные цели
поведенческих признаках с помощью наблюдаемых в специфических ситуациях и в повседневной
школьной жизни способов поведения учеников. Дополнительно предлагаются также специфические
возможности улучшения этих способов поведения.
Таблица 39.1.4. Диагностическая беседа с родителями для регистрации нарушений
поведения (см. Petermann & Petermann, 1994, S. 45-55)
Важнейшие сферы, затрагиваемые в ходе беседы:
- физическое развитие ребенка;
- развитие социальных отношений (в детском саду, школе, в кругу семьи);
- поведенческий анализ семейных событий;
- определение позитивных ресурсов ребенка и семьи;
- информация относительно поведения в школе;
- оценка взаимоотношений с сиблингами и со сверстниками;
- информация о видах деятельности в семье (например, в свободное время);
- данные об отношениях между ребенком и родителями (поддержка, одобрение, распределение
обязанностей);
- социальная выносливость ребенка (специфические для терапии данные).
Таблица 39.1.5. Обзор некоторых специфических методов диагностики нарушений
поведения
1) Нарушения внимания:
- Тест внимания при визуальном восприятии d2 (Test d2 Aufmerksamkeits-Belastungs-Test;
Brickenkamp, 1994);
- Опросник для выявления гиперкинетического синдрома и терапевтические рекомендации
(Fragebogen zum Hyperkinetischen Syndrom und Therapieleitfaden, HKS; Klein, 1993).
2) Агрессивность:
- Лист наблюдений за агрессивным поведением (Beobachtungsbogen fur aggressives Verhalten
BAV; Petermann & Petermann, 1994);
- Пособие учителям для оценки учеников (Beurteilungshilfen fur Lehrer; Janowski et al., 1981);
-
Регистрация агрессивного поведения в конкретных ситуациях (Erfassungsbogen fur aggressives
Verhalten in konkreten Situationen, EAS; Petermann & Petermann, 1996c).
3) Тревожные расстройства:
- Лист наблюдений за социально неуверенным поведением (Beobachtungsbogen fur sozial
unsicheres Verhalten, BSU; Petermann & Petermann, 1996b);
- Опросник тревоги у школьников (Angstfragebogen fur Schuler, AFS; Wieczerkowski et al., 1980)
На третьем этапе пытаются определить с помощью ситуативных тестов те условия
(родительский дом, школа и т. п.), при которых возникает та или иная форма агрессии (например,
коварное поведение). Для такого исследования можно использовать также «Регистрацию агрессивного
поведения в конкретных ситуациях» (Erfassungsbogen fur aggressives Verhalten in konkreten Situationen,
EAS; Petermann & Petermann, 1996c). С его помощью исследуется специфический для детей профиль
реакции при столкновении с конфликтными ситуациями.
Тревожные расстройства. Для диагностики тревожных расстройств был разработан «Лист
наблюдений за социально неуверенным поведением» (Beobachtungsbogen fur sozial unsicheres Verhalten,
BSU; Petermann & Petermann, 1996b), позволяющий проводить систематический анализ поведения по 12
параметрам (в том числе по таким, как речевое поведение, язык тела, социальные контакты). Как для
индивидуальных, так и групповых исследований используется «Опросник тревоги у школьников»
(Angstfragebogen fur Schuler, AFS; Wieczerkowski et al., 1980). Этот опросник является многофакторным
и выявляет степень страха перед экзаменами, степень манифестируемой тревоги и нежелания ходить в
школу. Дополнительно можно использовать шкалы сторонней оценки учителями.
Нарушения внимания. Эти нарушения экономично и надежно можно выявить с помощью «Тест
внимания при визуальном восприятии d2» (Test d2 Aufmerksamkeits-Belastungs-Test; Brickenkamp, 1994).
Этот тест Бурдона измеряет темп и точность при различении схожих зрительных раздражителей.
Hosted by uCoz