Navigation bar
  Print document Start Previous page
 848 of 947 
Next page End  

сверстников.
Эффективность когнитивно-поведенческих методов и тренинга решения проблем хорошо
доказана в ряде исследований видов терапии (Kendall & Braswell, 1985; Lochmann, 1992). Агрессивное
поведение может быть редуцировано и на довольно большой срок (см. обзор: Dopfner, 1997).
Сообщалось также о положительных результатах относительно самоконтроля, поведения в школе и в
родительском доме, а также относительно самоуважения. Дети и подростки, прошедшие этот тренинг,
позднее меньше были склонны к злоупотреблению психоактивными веществами и делинквентному
поведению (Etscheidt, 1991; Lochmann, 1992). Правда, как показал один метаанализ (Durlak, Fuhrman &
Lampman, 1991), эти методы пригодны прежде всего для детей старше 11 лет. Известно, что для более
маленьких детей когнитивно-поведенческие методы вообще малоэффективны.
3. Нарушения внимания и гиперактивность
3.1. Основы и цели
Нарушения внимания и гиперактивность, согласно новым результатам психопатологического
исследования, ориентированного на развитие (Kusch & Petermann, 1996), представляют собой не
столько преходящие нарушения, сколько долговременные проблемы, продолжающиеся в течение всей
жизни. Хронические нарушения (см. обзор: Naumann, 1996) наблюдаются вплоть до позднего
подросткового возраста. В то время как примерно у 26% ранее гиперактивных детей в подростковом
возрасте развивается антисоциальное и агрессивное поведение, то нарушения поведения
диагностируются примерно у 60% молодых людей (Barkley, Fischer, Edelbrock & Smallish, 1990). К
долговременным последствиям детской гиперактивности причисляют также более серьезное
злоупотребление алкоголем и наркотиками, беспокойство, более частую смену мест работы,
автодорожные происшествия и супружеские проблемы, а также повышенную опасность суицида
(Henker & Wahlen, 1989). Особенно неблагоприятен прогноз при комбинации нарушений внимания и
гиперактивности, а также агрессивности и/или расстройств научения, встречающихся почти у 50%
детей (Barkley, Fischer, Edelbrock & Smallish, 1990).
Для планирования интервенции прежде всего необходимо установить взаимосвязи между
агрессивностью, гиперактивностью и расстройствами научения и внимательно проанализировать
процесс развития нарушения. Если налицо неблагоприятная и предрасполагающая к делинквентному
поведению в подростковом возрасте комбинация агрессивности и гиперактивности, то для терапии
агрессивных детей рекомендуются методы, описанные в предыдущем разделе.
3.2. Конкретные подходы
При терапии детей с нарушением внимания лучше всего себя зарекомендовали поведенческие
техники, тренинг самоинструктирования, методы релаксации и медикаментозная терапия (см. раздел 8
данной главы). Принимая во внимание большое количество нарушенных сфер функционирования, в
настоящее время рекомендуют использовать мультимодальные методы, например комбинации
фармакотерапии, поведенческой терапии, школьного консультирования и консультирования родителей
(Dopfner, Lehmkuhl & Roth, 1996).
Тренинг самоинструктирования это когнитивно-поведенческая интервенция, разработанная в
70-е годы (Meichenbaum & Asarnow, 1979). Целью этих форм интервенции является улучшение
способностей к самоконтролю и рефлексивных стратегий решения проблем ребенка, чтобы тем самым
повысить регуляцию поведения. Ребенок должен научиться концентрировать внимание, контролировать
импульсы и планировать действия при решении задач. На модели «думающего вслух» психотерапевта
ребенок учится тому, как можно постепенно решить эти проблемы. Психотерапевт, являющийся
моделью, особенно выделяет следующие этапы решения проблемы, чтобы ребенок перенял их как
внутренние вербализации:
-
значение определения проблемы (Что здесь происходит?);
-
направление внимания на аспекты проблемы (С чем у меня проблемы?);
-
обдумывание и взвешивание различных возможностей решения (Что я могу сделать?);
-
оценка правильности решения и коррекция ошибок (Что мне удалось, а что нет? Что я
должен еще сделать?);
-
подтверждение собственного успеха (Это у меня здорово получилось!).
Hosted by uCoz