Navigation bar
  Print document Start Previous page
 85 of 947 
Next page End  

точки зрения клиентов и пациентов. Правда, в последние годы умножилось число публикаций, в
которых бывшие пациентки и пациенты оценивают свой опыт, но как ни важна эта литература, она все-
таки не заменяет систематического исследования различных этических вопросов. Упомянутый поток
этических директив в здравоохранении должен, казалось бы, обеспечивать благополучие пациента или
пробанда и способствовать адекватной этической установке и образу действий обслуживающего
персонала. Пока, однако, «дух» этих инициатив не доходит до пациентов, а желания последних
воспринимаются не иначе как анекдотичные,
мы далеки от ясности, благородства и участия. Этика
оставлена на добрую волю тех, кто — не важно, каким образом — умеют почувствовать, что именно
было бы хорошо и правильно для другого. В этом смысле исследование этики — это просвещение и
самокритика.
6. Программные предложения
Для последовательного преподавания этики в психологии необходимо предпринять несколько
шагов. Прежде всего после предварительного исследования («инвентаризации»), как говорилось выше,
основные понятия этики надо начинать преподавать в вузах как можно раньше и в возможно более
близкой к практике форме. Обучающиеся должны не только приобрести фундаментальные знания и
возможность эксплицитно обращаться с этическими проблемами, но и как можно раньше заняться
осмыслением и развитием их собственной этической ориентации, чтобы на этом фоне более осознанно
формировать и свое обучение. Кроме того, не мешало бы дать импульс к возникновению этических
прений среди профессорско-преподавательского состава, чтобы восстановить этические понятия и их
значение в различных областях психологии, например в учении о методах, или в экспериментальной
практике. Судя по собственному опыту преподавания этики будущим психологам и наблюдая в
последние годы подобные инициативы в медицине, кажется вполне возможным осуществлять и
студенческие инициативы для осмысления этических вопросов со специфической точки зрения
студенчества; эти инициативы могли бы позитивно сказаться на учебном планировании в целом. Для
специализирующихся в клинической психологии и кандидатов на специализацию надо разрабатывать
собственные предложения, ориентированные на практику, чтобы научить уверенному
манипулированию аналитическими инструментами этической рефлексии, и именно в
мультипрофессиональном коллективе (Reiter-Theil, 1994). Поскольку в медицинском обучении
аналогичные устремления тоже находятся в стадии разработки, а этика ухода за больными хотя и
закреплена законом, но все же не может быть универсально компетентной, возможно, стоило бы
предложить мероприятия по этике в медицинских профессиях и здравоохранении, охватывающие все
специальности и профессии. Кое-где на медицинских факультетах вот уже несколько лет как введены
факультативные семинары по этике, и оказывается, что не только слушатели других, немедицинских
специальностей, но и уже практикующие врачи, и младший и средний медицинский персонал приходят
на «свой» семинар, чтобы обсудить актуальные вопросы и сложные случаи. Еще одно мероприятие по
введению этики в медицинских профессиях и в здравоохранении — форум пациентов по медицинской
этике, где в обсуждении специфических этических вопросов участвуют помимо профессиональных
групп также пациенты и их родственники (Reiter-Theil, 1995; Reiter-Theil & Hiddemann, 1996).
Возможно, мероприятия такого рода легче принять в сфере соматических заболеваний, чем
психических расстройств; и все же такой форум предлагает удобный случай попробовать всем
участвующим группам прийти к соглашению по этическим вопросам, что было бы полезно и для
клинической психологии.
В практическом применении — как в клинико-психологическом исследовании, так и в
консультировании и терапии — можно целенаправленно улучшать осуществление этических
принципов. В интересах подрастающего поколения будущих практиков, выгодна инвестиция в
образование и специализацию. Для исследователей также существуют возможности повышения
квалификации, например их можно было бы ознакомить со значимыми для исследований этическими
кодексами, такими как Хельсинкская декларация, или с некоторыми дилеммами, специфическими для
клинико-психологического исследования, скажем, с дилеммой необходимости рандомизированных
исследований при одновременном обязательном условии информирования испытуемых. В какой мере
научное сообщество клинической психологии хочет и должно добиваться собственного контроля над
исследованием,
превышающего теперешнюю меру (например, усиленно сопровождая
исследовательские проекты вплоть до публикации), зависит от оценки потребности в таком контроле,
что в одиночку, субъективно, сделать невозможно. Наверное, имел бы смысл компромисс — вместо
Hosted by uCoz