Navigation bar
  Print document Start Previous page
 850 of 947 
Next page End  

лишь немногие терапевтические исследования привлекают тренинговые комплексы, которые
соответствуют индивидуальным требованиям детей, находящихся на разном уровне психологического
развития, или детей разного возраста. Гиперактивные и невнимательные дети показывают во время
терапии различные проблемы, некоторые из которых изначально связаны с их нарушением, а другие
связаны с требованиями, предъявляемыми детям при когнитивном тренинге. Зачастую сначала
необходимо сформировать навыки, а затем уже использовать подходы самоконтроля. Часто речь идет о
недостатке социальных навыков, который возникает из уже упомянутой во введении коморбидности
агрессии и гиперактивности. В настоящее время активно обсуждаются возможности фармакотерапии
для лечения такой коморбидности (Dopfner et al., 1996; Schmidt & Brink, 1995), на которых мы более
подробно остановимся в 8 разделе этой главы.
4. Социальная неуверенность и тревожные расстройства
4.1. Основы и цели
Под тревожными расстройствами в детском и подростковом возрасте понимаются такие
расстройства, при которых возникает страх перед специфическими ситуациями (= тревожное
расстройство, вызванное разлукой, избегание контактов), а также такие, при которых страх касается
самых разнообразных ситуаций (например, сверхтревожность). Мы ограничимся в основном
рассмотрением сверхтревожности, так как она, во-первых, включает в себя и остальные специфические
формы тревоги, а во-вторых, предъявляет более серьезные требования к терапевтической интервенции.
Дети с этим расстройством характеризуются еще и как социально неуверенные, поскольку они часто
становятся чрезмерно тревожными в социальных ситуациях и ситуациях, в которых оценивается их
успешность. С диагностической и терапевтической точек зрения очень важно различать детей с
социальной тревогой, возникающей из-за недостатка социальных навыков, и тревожных детей с
хорошими социальными навыками, но у которых есть проблемы с учебой (Odem & Deklyen, 1989;
Petermann & Petermann, 1996b). В первом случае речь идет о нарушении развития, а во втором — о
нарушении поведения.
Ниже мы ограничимся рассмотрением нарушений поведения, т. е. социально неуверенных детей
с хорошими навыками и желающих вступить в социальный контакт, но у которых развились различных
страхи на основе неприятного, болезненного опыта контакта со сверстниками. Впоследствии у них
могут возникнуть социальные дефициты, которые снова могут привести к социальной изоляции.
Социальные дефициты, изоляция и страхи во многих случаях связаны со страхом перед школой, так как
школьные ситуации, например, вызов к доске или экзамены, становятся из-за общественной оценки
социальными ситуациями, вызывающими страх. Это может в конечном итоге породить проблемы с
учебой и низкую успешность. Большинство психологических мероприятий для социально неуверенных
детей сводится к комплексному тренингу развития социальных навыков (см. Petermann & Petermann,
1996b). Дети должны освоить с помощью тренинга основные принципы социального взаимодействия, за
счет которых они смогут вести себя во многих ситуациях социально приемлемо (Asher & Hymel, 1986).
4.2. Конкретные подходы
Стабильных изменений при этих расстройствах также можно достичь только благодаря
комплексным тренингам (Michelson & Mannarino, 1986). Такой подход изменяет процесс
взаимодействия, поскольку в ролевых играх тренируются новые способы поведения, закрепляющиеся
затем при их реализации в повседневной жизни. Комплексные тренинги включают в себя работу в
группе сверстников и в родительском доме. За счет своей широты эти тренинги необычайно гибкие и
могут ориентироваться не только на симптомы, но и «подстраиваться» под конкретные проблемы
ребенка. Петерманн и Петерманн (Petermann & Petermann, 1996b) разработали комплексный тренинг, с
помощью которого можно достичь многих целей, комбинируя индивидуальный и групповой тренинг
(см. табл. 39.2.3). Тренинг предусмотрен для социально неуверенных детей дошкольного и младшего
школьного возраста и может использоваться и в профилактических, и в терапевтических целях.
Лонгитюдные исследования показали, что стабильный эффект сохраняется и через два года (см.
Petermann & Walter, 1989); это справедливо и для детей с множественными нарушениями (например,
речевыми нарушениями).
Hosted by uCoz