Navigation bar
  Print document Start Previous page
 851 of 947 
Next page End  

Таблица 39.2.3. Цели индивидуального и группового тренинга для социально неуверенных детей
(Petermann & Petermann, 1996b)
Индивидуальный тренинг
-
Осознание социальной тревоги и неуверенности
- Повышение чувствительности к восприятию процесса взаимодействия
- Рефлексия ожиданий относительно поведения других
- Рефлексия собственных социальных страхов или социальной неуверенности
- Формирование критериев для оценки социального поведения
- Формирование альтернативных способов поведения
Групповой тренинг
-
Проявление позитивных чувств и радости
- Осуществление собственных требований и осознание требований других
- Способность устанавливать контакт; умение воспринимать критику и адекватно ее перерабатывать
- Достижение адекватного самоутверждения - Понимание социального контекста
- Проявление негативных чувств и умение высказывать критические замечания
Иногда используют также (например, Asher & Hymel, 1986) так называемые «наставнические»
стратегии, состоящие из трех этапов. На первом этапе наставник (учитель) инструктирует ребенка,
каким образом он, например, может кооперироваться с другими; после этого ребенок тренирует это
поведение во время игрового сеанса с одним из одноклассников. На третьем этапе это поведение
практикуется в естественной ситуации со сверстниками; наставник (учитель) при этом комментирует и
оценивает реализуемое поведение. Наряду с кооперацией рекомендуется (Asher & Hymel, 1986) таким
же способом тренировать соучастие, коммуникацию и поиск поддержки в классе. Для тренинга были
выбраны дети, которые из-за своего социометрического статуса и поведения сильнее всего отвергались
одноклассниками. Принцип стратегий социального «наставничества» основывается на трех элементах
социального научения:
- поведенческие стратегии передаются с помощью вербальных инструкций и реализуются в
ролевых играх;
- предоставляется возможность тренировки приобретенных навыков в ходе группового тренинга
со сверстниками;
- дается задание использовать эти навыки в повседневной жизни, достигнутые успехи
оцениваются тренером (учителем).
Правда, этот тренинг с пятью 30-минутными тренировками относительно короток, особенно для
лечения детей с тяжелыми нарушениями. Иногда в качестве подкрепляющих стимулов используются
взрослые (Odem & Deklyen, 1989), которые хвалят ребенка и уделяют ему особое внимание, если
социальный обмен прошел успешно. При этом взрослые концентрируют свое внимание на
определенных социальных аспектах, таких как зрительный контакт, улыбка и т. п., и целенаправленно
подкрепляют это поведение. При этом тренировка поведения должна происходить в определенной
последовательности; его можно подкреплять систематически или в начале, или в конце социального
взаимодействия. В этом подходе (Odem & Deklyen, 1989) большая роль отводится также сверстникам
как медиаторам; для этого привлекаются социально компетентные дети, которые содействуют
социальному поведению своих неуверенных соучеников, ориентируют на них свое поведение и часто
общаются с ними.
5. Аутизм
5.1. Основы и цели
Лечение аутизма представляет собой сложный процесс, что не в последнюю очередь
определяется тем, что 70-80% всех аутичных детей дополнительно страдают умственной отсталостью,
т. е. наряду со специфически аутистическими изменениями у них нарушено общее развитие.
Неврологическое нарушение ЦНС с большой вероятностью обнаруживается почти у всех аутичных
детей и проявляется почти сразу после начала расстройства, чаще всего еще до двухлетнего возраста.
Для лечения аутизма это означает, что:
- должны быть концепции обращения с аутичными детьми, учитывающие типичные
качественные изменения психологического развития (см. Kusch & Petermann, 1991);
Hosted by uCoz