Navigation bar
  Print document Start Previous page
 859 of 947 
Next page End  

рассматривать долговременную эффективность, то преимущество комбинированной интервенции
становится очевидным. Для достижения максимальной терапевтической эффективности Депфнер
(Dopfner, 1996) предлагает последовательно использовать различные терапевтические стратегии,
индивидуально подобранные в каждом конкретном случае. В зависимости от того, как сильно
генерализовано проблемное поведение ребенка, проявляется ли оно и дома, и как быстро должно быть
достигнуто уменьшение симптоматики, чтобы, например, это не отразилось на посещении школы,
необходимо дифференцированно использовать тренинг самоинструктирования, лечение стимуляторами
и/или тренинг родителей. Использовать лечение стимуляторами первым показано (Dopfner et al., 1996) в
том случае, если имеется тяжелая, выходящая за рамки конкретной ситуации симптоматика и
обстоятельства требуют как можно более быстрой ее редукции. Но стабильного улучшения поведения
можно достичь, только сформировав у ребенка новое поведение, недостающие навыки и изменив
окружающие условия в школе и в родительском доме. При лечении дошкольников на переднем плане
должны стоять тренинг родителей, интервенция в детском саду и игровые тренинги (Dopfner et al.,
1996). Медикаментозная терапия должна использоваться лишь в том случае, если другие методы не
принесли желаемого успеха.
8.2.2. Фармакологическое лечение аутизма
Согласно обзору Куша и Петерманна (Kusch & Petermann, 1991), 25% всех аутичных детей, как и
75% аутичных подростков, проходят фармакологическое лечение, причем применяются лекарства
самого различного рода. По причине комплексного характера этого расстройства, больших
индивидуальных различий детей и множественных неврологических нарушений существует лишь
несколько лекарств, которые успешно применяются для лечения аутичных детей (новый обзор о
современном уровне знаний см. у McDougle, Price & Volkmar, 1994). И если лечение седативными
средствами, стимуляторами, антидепрессантами и витаминами является неэффективным,
парадоксальным или эффективным только в некоторых случаях, то более многообещающим кажется
лечение нейролептиками и блокаторами серотонина, например кломипрамином и флувоксамином (см.
Lewis, 1996; McDougle, Price & Volkmar, 1994).
Часто эффективно можно воздействовать только на некоторые симптомы и определенные
подгруппы аутичных детей. Так, с помощью блокаторов серотонина можно уменьшить, прежде всего,
навязчивое или стереотипное поведение детей. Аутичные взрослые, прошедшие лечение селективным
блокатором серотонина флувоксамином, согласно современным исследованиям демонстрируют менее
агрессивное, импульсивное и стереотипное поведение (Sheman, 1995). Надежда, что благодаря
антагонистам опиатов, таких как налтрексон, можно успешно уменьшать саморазрушающее поведение,
в соответствии с новыми эмпирическими данными не подтвердилась (Lewis, 1996). Нейролептики
выделяются благодаря своему одновременному воздействию на многие «психотические» симптомы, не
устраняя, правда, их причины (см. Holm & Varley, 1989; Kusch & Petermann, 1991). Так, нейролептик
галоперидол воздействует на два симптома аутистического расстройства, а именно на неконтактность и
стереотипное поведение. Комбинация галоперидола и поведенческого тренинга при лечении эхолалии,
нарушений коммуникации и сниженной речевой активности аутичных детей оказалась эффективнее,
чем поведенческая терапия или фармакотерапия, применяемые по отдельности (см. Campbell & Spencer,
1988). При продолжительном применении галоперидола повышаются показатели интеллектуальных
тестов. В любом случае, чтобы избежать негативных побочных эффектов, например дискинезии,
необходимо придерживаться низкой дозировки.
Экспериментальные исследования лечения нейролептиками показали, что особенно хороших
результатов у аутичных детей с такими симптомами, как гиперактивность, агрессивность, низкая
толерантность к фрустрации и нарушения внимания, можно достичь при использовании галоперидола
(см. Kusch & Petermann, 1991). Как обнаружили Кемпбелл и Спенсер (Campbell & Spencer, 1988),
наиболее эффективны комбинации медикаментозного лечения и поведенческой терапии. К сожалению,
контролируемые исследования эффективности психофармакологических препаратов и их показания для
совместного использования с психотерапией для лечения аутичных детей очень редки!
9. Обобщение результатов
Проблемы лечения аутизма. В разделе, посвященном аутизму, мы уже упоминали о
фундаментальных проблемах генерализации. Особую трудность при обсуждении вопросов, связанных с
Hosted by uCoz